Путин и Моди беседовали в Хайдарабадском дворце – сердце Нью-Дели. Фото Reuters
Второй свой зарубежный визит за время пандемии совершил российский президент Владимир Путин. За день до онлайн-беседы с Джозефом Байденом он приехал в Индию. Тематика и характер переговоров в Нью-Дели не оставляют сомнений: Кремль хочет продемонстрировать, в том числе заокеанским партнерам, что рассматривать Россию в качестве китайского «младшего брата», как зачастую делают в США, неверно. У Москвы есть собственные интересы, отличные от китайских, которые она будет отстаивать.
Встрече Путина с премьер-министром Нарендрой Моди там же, в Нью-Дели, предшествовали российско-индийские переговоры в формате «2+2»: министров обороны и министров иностранных дел двух стран. Во дворце имени Сушмы Сварадж Сергей Шойгу и Сергей Лавров переговорили со своими индийскими коллегами: Раджнатхом Сингхом и Субраманьямом Джайшанкаром соответственно. Необходимо отметить, что в формате «2+2» проходят и индийско-американские встречи. Уже одно это свидетельствует о том, какое значение контактам с РФ придают в Нью-Дели.
Последний раз Моди и Путин встречались лично в ноябре 2019 года на полях саммита BRICS в Бразилии. А годом раньше российский президент побывал в Индии. Итогом его визита 2018 года стало заключение соглашения о поставках пяти полков систем ПВО С-400 «Триумф». С момента того визита в индийской внешней политике произошли значительные перемены. Значительно ухудшились отношения этой страны с Китаем, перейдя из стадии соперничества в стадию вооруженных столкновений из-за спорных участков границы в Гималаях. Как следствие этого США активизировали свои усилия по вовлечению Нью-Дели в патронируемые Вашингтоном форматы и организации. Стратегическая линия нынешней администрации США заключается в том, чтобы сделать Четырехсторонний диалог по безопасности (QUAD), в котором, кроме Америки и Индии, участвуют Япония и Австралия, полноценным военным блоком. Вместе с тем правительство Моди пока не стремится принципиально отходить от традиционной для его страны позиции невступления во многосторонние военные союзы. Визит Путина для Нью-Дели еще и возможность продемонстрировать, что от курса на многовекторность страна не отказывается. Следует отметить, что отношения Моди с Байденом складываются значительно сложнее, чем с Дональдом Трампом. Индийский премьер особо не скрывал, что заинтересован в переизбрании американского президента на выборах 2020 года. Теперь же ему приходится налаживать контакты с новой администрацией Белого дома.
С-400 начали поступать в Индию в ноябре этого года, несмотря на давление США, где явно недовольны продолжением российско-индийского военно-технического сотрудничества. Тема С-400 обсуждалась и сейчас. «Эта сделка имеет не только символическое, но и очень важное практическое значение для Индии в вопросе собственной обороноспособности. Сделка выполняется. Мы видим со стороны США попытки подорвать это сотрудничество и заставить Индию подчиняться американским приказам, следовать американскому видению того, как этот регион должен развиваться», – сказал Лавров.
Путин же, можно сказать, подтвердил, что на ноябрьской коллегии МИД РФ не зря назвал Индию особо привилегированным стратегическим партнером России. «Мы относимся к Индии как к великой державе с дружественным нам народом и замечательной историей наших отношений», – сказал он перед встречей с Моди. Путин отметил, что обе страны намерены развивать сотрудничество в военной сфере, энергетики, космоса.
Моди, в свою очередь, отметил, что, несмотря на пандемию, в темпе развития отношений двух стран нет никаких перемен. «Наше особо привилегированное партнерство продолжает укрепляться», – констатировал он. На момент подписания номера переговоры двух лидеров еще не завершились. Впрочем, самые сложные вопросы, вероятно, обсуждались не в формальной беседе, а в ходе обеда, проходившего тет-а-тет.
комментарии(0)