За горло взяли не только Джека Ма, но и бизнесменов с доходами поменьше. Фото Reuters |
Го Шэнкунь принадлежит к современному поколению партийных кадров, которые получили образование в лучших университетах страны и в силу возраста не могли быть причастны к массовым репрессиям, которые обрушил в 60–70-х годах на бизнесменов и интеллигенцию Мао Цзэдун. Продвигаясь по карьерной лестнице, Го занял пост секретаря политико-юридической комиссии ЦК КПК, которая обладает широкими полномочиями – в частности, надзирает за полицией, разведслужбами, прокурорами, судами, тюрьмами. И вот в комментарии, напечатанном в книге, которое издало государственное издательство, он пишет, что нужно устранить скрытую опасность, которая пустила глубокие корни. Эту опасность порождает неравное распределение доходов.
Чтобы устранить опасность, следует в соответствии с указаниями генсека КПК Си Цзиньпина достичь «общего процветания»; это не чисто экономическая задача, от ее решения зависит сама легитимность партии. К примеру, нельзя мириться с высоким уровнем безработицы, это порождает недовольство, а следовательно, возникает угроза для партии.
Как отмечает газета South China Morning Post, кампания за «общее процветание» вызывает тревогу среди богатых, в том числе среди самых крупных бизнесменов; они приняли к сведению призыв Си «поделиться пирогом». Среди тех, кто обязался не скупясь расстаться с частью прибылей в пользу казны, числится и Джэк Ма, основатель конгломерата Alibaba. Но поскольку многие богатые не сообщали в налоговые органы о своих серых доходах, по ним правоохранители могут нанести главный удар, говорит У Цян, политический аналитик в Пекине.
Однако Financial Times, опросившая многих представителей китайской элиты, утверждает, что под удар попадают не только неплательщики налогов. «Богатые, знаменитые и влиятельные – все они могут быть подвергнуты поношениям и потом исчезнуть». Газета ссылается на книгу Десмонда Шума «Красная рулетка». Шум и его жена Уитни Дуань были бедняками и превратились благодаря бизнесу в области недвижимости в миллиардеров. Они разъезжали по Пекину на «Роллс-Ройсе», по миру путешествовали на личных самолетах. Могли потратить за вечер в ресторане в Париже 100 тыс. долл. Успех зиждился на связях с политической элитой КНР. А в 2017 году Уитни арестовали, она исчезла.
Ключевым ее контактом в верхах был Сунь Чжэнцай, член политбюро, которого считали потенциальным наследником Си. В 2018 году Суня исключили из партии и приговорили к пожизненному заключению за коррупцию.
Статистику, касающуюся судьбы китайских миллиардеров, в последний раз официальная пресса публиковала в 2010 году. Согласно газете China Daily, за предыдущие восемь лет 72 миллиардера умерли, не дожив до старости. 15 из них были убиты, 17 совершили самоубийство, 7 стали жертвами несчастных случаев, 14 были расстреляны в соответствии с законом, 19 скосили болезни.
Даже бывший премьер Вэнь Цзябао, чья семья нажила огромное состояние, пока он занимал пост, теперь вынужден публиковать мемуары в мало кому известной газете. А текст воспоминаний из интернета был удален. Суммируя свои впечатления о встречах с богатейшими китайцами, корреспондент Financial Times вспоминает нашего Лаврентия Берию, который будто бы сказал: «Покажите мне человека, и я найду, какое преступление он совершил».
В беседе с «НГ» Александр Лукин, руководитель Департамента международных отношений Высшей школы экономики, отметил: «С официальной точки зрения, принимаются меры по наведению порядка, в том числе против крупных компаний. Было запрещено крупным компаниям заниматься репетиторством, выявлены случаи, когда знаменитые актеры, спортсмены получали огромные деньги, уходя от налогов. Такой подход, очевидно, будет распространен на более широкий круг населения. И это сопровождается усилением государственного контроля над частным бизнесом».
Сравнивать происходящее со сталинскими репрессиями или событиями времен культурной революции неправомерно, считает эксперт. «Пока что никого из знаменитостей не казнили и не посадили. Многие раньше получали доходы от своих блогов. Им теперь порой запрещают выходить в интернет, встречаться с поклонниками, сниматься в кино. Это длится некоторое время. Потом они сами выступают с извинениями, признают свои ошибки. Одна актриса в 2018 году признала, что не заплатила налог за гонорар на 73 млн долларов», – сказал Лукин.
Это знаменует еще один шаг в отходе от реформ Дэн Сяопина. Дэн говорил, что, когда часть населения богатеет, создается предпринимательский класс, это полезно для страны. Позже, при следующем лидере было разрешено богатым вступать в партию; если вели себя лояльно, им не мешали делать деньги. А сейчас решено, что лояльности недостаточно; они должны делиться с государством, заключил Лукин.
комментарии(0)