0
3711
Газета В мире Интернет-версия

29.11.2021 12:52:00

Сотрудничество с Вьетнамом - часть российского «поворота на восток»

Диверсификация контактов нужна, чтобы РФ и КНР не стали вассалом и сюзереном

Григорий Локшин

Об авторе: Григорий Михайлович Локшин – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН

Тэги: вьетнам, нгуен суан фук


вьетнам, нгуен суан фук На фото президент Социалистической Республики Вьетнам Нгуен Суан Фук. Фото Reuters

В Москву с государственным визитом прибывает избранный в этом году новый президент Социалистической Республики Вьетнам Нгуен Суан Фук. Для него это не первый визит в Россию. Особенно успешным был его предыдущий приезд в 2019 году в качестве премьер-министра СРВ, который завершился подписанием целого ряда соглашений, значительно продвинувших наши торгово-экономические отношения и взаимное сотрудничество в самых разных областях, включая сферу безопасности и обороны. Вместе с тем, это его первый заграничный визит в статусе главы государства, и важно, что он состоится именно в Россию.

Наше сотрудничество с Вьетнамом – важное направление уже давно и не совсем эффективно совершаемого Россией «поворота на Восток», ставшего особенно актуальным в нынешней международной обстановке. Оно необходимо нам не вместо и не как альтернатива сотрудничеству с главным партнером в Азии – Китаем, а наряду с ним как возможность диверсифицировать наши торгово-экономические отношения на Востоке и не складывать, как говорят, «все яйца в одну корзину». Это нужно, чтобы наши развивающиеся отношения с Китаем никогда не превратились в отношения вассала с сюзереном. Важность развития отношений с СРВ определяется также общностью интересов и опасений по поводу осложнившейся международной обстановки вообще и сохранения мира и безопасности в АТР. Это связано с; необходимостью обеспечить мирные условия для экономического развития неподалёку от наших дальневосточных границ, с необходимостью диверсификации внешнеэкономических связей России в Азии, а также с эффективной интеграцией в экономику АТР наших районов Дальнего Востока, выгодами от торговли и экономического сотрудничества со странами АСЕАН с опорой на Вьетнам К сожалению, господствующие у нас представления о российско-вьетнамских отношениях во многом устарели. Вьетнам давно перерос роль отсталой колониальной страны, ставшей жертвой агрессии США и нуждающейся в нашей помощи и поддержке. Сегодня это быстро развивающаяся 100-миллионная региональная держава, избавившаяся от многовековой нищеты и отсталости. Она успешно интегрируется в региональную экономику и стала авторитетным и надежным партнером многих стран мира, уважаемым членом мирового сообщества.

После распада СССР наше сотрудничество пережило нелегкие времена и почти сошло на нет. Оно стало быстро возрождаться лишь с началом нового тысячелетия, особенно после визита Владимира Путина в СРВ в 2001 году. С тех пор мы продвинулись довольно далеко. В наше время отношения с Вьетнамом основаны совсем на других принципах. Из них давно ушла идеология, они строятся на основе взаимного уважения и равноправия, невмешательства во внутренние дела, политического и военного доверия. Разумеется, в них всегда присутствует поиск «сопряжения» интересов и взаимной выгоды. Стратегическое партнерство потому и называется стратегическим, что оно рассчитано на долгосрочную перспективу и определяется не взаимными симпатиями и добрыми воспоминаниями о прошлом, а широким кругом общих интересов.

Между РФ и СРВ за прошедшие годы выстроена разветвленная система активных политических контактов и диалога, как на высшем, так и на всех других уровнях, что создало прочную базу политического сотрудничества. Владимир Путин уже трижды побывал с визитами в СРВ, что значительно укрепило традиционно дружественные отношения наших стран и народов.

Россия и Вьетнам уже давно вышли на согласованные подходы к вопросам совершенствования архитектуры безопасности и сотрудничества в ЮВА и АТР, которая, по их мнению, должна основываться на принципах коллективности, многосторонности и равенства, на общепринятых нормах международного права, включая особенно важную для Вьетнама Конвенцию ООН 1982 года по морскому праву. Декларированные в последние годы договоренности руководителей обоих государств показали последовательность и неизменность курса России в АТР. Она не ставит перед собой задачу защиты своих морских коммуникаций в регионе, хотя ТОФ России всё чаще показывает свой флаг в Тихом и Индийском океанах. Она не вынашивает планов создания своих военных баз в ЮВА (включая и хорошо известную базу в Камрани) и не намерена с кем-либо соперничать за влияние. Все её усилия направлены на укрепление сотрудничества не только с Вьетнамом, но и со всеми странами Восточной Азии Оно не направлено против кого-либо, но и своими важными интересами в регионе Россия пренебрегать не намерена, особенно в новой для неё международной обстановке.

Однако многие наши ведомства и организации, участвующие в строительстве этих отношений однозначно «недорабатывают». Немало важных заявлений на высшем и высоком уровне сделано за последнее время о том, что с Вьетнамом у нас исторически тесные отношения, что он нам интересен как экономический и стратегический партнер. Российской дипломатией выстроена развитая договорно-правовая основа партнерских отношений. Но реального практического наполнения этих заявлений наших руководителей всё ещё явно недостаточно.

Сближение России с Китаем в условиях конфронтации и санкций Запада не могло не осложнить диалог с Вьетнамом, имеющим территориальные споры с КНР в Южно-Китайском море и опасающимся китайской экспансии. Особенно это касается продаж Китаю новейших российских вооружений. Это, естественно, вызывает негативную реакцию среди элиты и в общественном мнении страны. Но руководство страны отнюдь не намерено антагонизировать свои отношения с Китаем и превращать его в своего врага. Оно терпеливо продолжает поиск мирного и приемлемого для всех решения споров и в этом пользуется полной поддержкой России.

При этом, к сожалению, с российской стороны практически не делается ничего, или крайне мало, чтобы внятно и доступно разъяснить хотя бы на уровне партийно-политической элиты, что означает нормализация и развитие российско-китайских отношений в создавшейся ситуации не только для России, но и для всего АТР и того же Вьетнама. И это касается не только наших отношений с Китаем, но и всей современной внешней политики РФ, которая крайне плохо доносится до читающей и слушающей публики в СРВ, вызывает немало вопросов у молодежи, у всех политически активных граждан. Ответа на них во вьетнамских СМИ и в интернете они не находят. Нет его, к сожалению, и в российских бумажных и электронных изданиях.

В условиях нарастания напряженности на евразийском пространстве и проведения со стороны США и ЕС политики жестких санкций Россия, естественно, особо заинтересована в укреплении сотрудничества со своим давним партнером в Восточной Азии – Вьетнамом. В политических элитах этой страны тоже хорошо понимают, что Россия в качестве великой мировой и азиатской державы с ещё сохранившимся военным потенциалом и как постоянный член Совета Безопасности ООН была и остается существенным фактором поддержания мира и стабильности в регионе. Она может и должна играть важную роль в формировании будущей системы безопасности в АТР вообще и в ЮВА, в частности, как в качестве активного участника, так и надежного гаранта договоренностей, которые ещё предстоит достичь.

Серьезным препятствием для решительного прорыва на этом направлении являются географическая удаленность двух сторон и плохое состояние транспортной инфраструктуры. Чтобы дать новый импульс торгово-экономическим отношениям с Вьетнамом необходимо уделить первостепенное внимание развитию морских коммуникаций, связывающих с ним дальневосточные порты России. Сегодня на линии морских коммуникаций между Россией и Вьетнамом, как и другими странами АСЕАН работают в основном японские и южнокорейские контейнеровозы, в результате товары оттуда попадают в порты России с большим трудом.

Во Вьетнаме не очень проходит ставшая типичной для нас транспортно-сырьевая модель сотрудничества, то есть поставки энергетического сырья и строительство дорог и трубопроводов. Зато перспективными выглядят проекты технологические – такие, как сооружение мини-космодрома, создание спутниковой системы слежения за тайфунами или лесными пожарами, совместная разработка новых материалов. Кстати во Вьетнаме открыты перспективные месторождения редкоземельных металлов, эксплуатация которых может положить конец устойчивой монополии Китая в этой важнейшей отрасли. Все примеры – из числа реально обсуждаемых, но сталкивающихся с серьезными финансовыми трудностями.

Но главная проблема, которая стоит перед руководителями обеих стран, это сотрудничество в борьбе с пандемией и преодоление её последствий для экономики обеих стран. 10 августа, то есть в самом начале пандемии в России в Москву авиакомпанией «Вьетнам Эйрлайнз» был доставлен груз, направленный в качестве гуманитарной помощи Правительством Вьетнама Правительству Российской Федерации. Это были средства индивидуальной защиты (СИЗ), необходимые в борьбе с новым коронавирусом. При этом авиакомпания «Вьетнам Эйрлайнз» взяла на себя расходы по перевозке груза.. В решение этой задачи также большой вклад внесла компания «TH True Milk», которая строит под Москвой крупнейший мясо-молочный комбинат.

На первом этапе пандемии Вьетнам успешнее многих государств мира справлялся с этим бедствием. Однако с появлением нового штамма Covid 19 все принятые меры оказались не эффективны. И Вьетнам столкнулся с большими трудностями в обеспечении страны необходимым количеством вакцины для массовой прививки населения и материалов для тестирования. Направленные дозы вакцины Китая в обстановке усилившейся в стране синофобии были отвергнуты большинством населения. В этой связи вьетнамское руководство обратилось за помощью к России. Этот вопрос и будет одним из главных на предстоящих переговорах.

Обе стороны явно не удовлетворены уровнем торгово-экономического сотрудничества, которое остаётся явно ниже потенциальных возможностей. Для достижения нового уровня торгово-экономического сотрудничества необходимо развитие прямых контактов между деловыми кругами наших стран.   При этом речь идет не столько о политических контактах на уровне руководства, которые в последние годы получили достаточное развитие, сколько о сотрудничестве по «второму каналу», т.е. по линии неправительственных организаций и научного сообщества, а такого сотрудничества за редким исключением пока не наблюдается.

В преддверии начинающегося государственного визита президента дружественного нам Вьетнама есть все основания ожидать, что договорённости президентов России и Вьетнама дадут новый мощный импульс нашему взаимовыгодному сотрудничеству как в преодолении пандемии, так и в последующем восстановлении экономики.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В чем смысл вьетнамской "бамбуковой дипломатии"

В чем смысл вьетнамской "бамбуковой дипломатии"

Борис Виноградов

Почему Ханой не спешил с заявкой на вступление в БРИКС

0
5782
Почти 300 человек погибли и пропали без вести в результате паводка на севере Вьетнама

Почти 300 человек погибли и пропали без вести в результате паводка на севере Вьетнама

0
1198
Государственная Дума в ожидании высокой парламентской делегации из Вьетнама

Государственная Дума в ожидании высокой парламентской делегации из Вьетнама

Иван Мельников

0
1612
Отношения Москвы и Ханоя нуждаются в «настройке»

Отношения Москвы и Ханоя нуждаются в «настройке»

Борис Виноградов

Законодатели России и Вьетнама стремятся поднять уровень взаимодействия

0
13100

Другие новости