Анналена Бербок – будущая проблема для российской внешней политики. Фото Reuters
Ставшие известными имена новых министров в правительственном кабинете «светофорной коалиции» не могут не вызвать серьезных конфликтов в работе будущего правительства ФРГ. Прежде всего они запрограммированы у зеленых. Например, Федеральным министерством продовольствия и сельского хозяйства будет руководить известный вегетарианец Джем Оздемир. Кстати, первый этнический турок в правительстве Германии.
Бывший глава партии «Союз90/Зеленые» уже объявил о своих планах, которые серьезно затруднят деятельность немецких животноводов. Следствием их реализации будет скорее всего рост цен на мясо и мясопродукты. Его слова приводит немецкое информационно агентство n-tv. Согласно Оздемиру, он не будет запрещать немецким мясоедам питаться сосисками и колбасой. Но для производителей мясопродуктов он намерен ввести строгие ограничения по содержанию животных с учетом необходимости заботы о животных. В Германии под этим понятием понимают содержание животных в соответствии с их потребностями и биологическими особенностями. Например, считается образцовым, если каждая корова имеет в своем распоряжении не менее полгектара травяных лугов, рыба выращивается в ключевой воде, а убой производится безстрессовым методом. Будущую поддержку со стороны государства фермерским хозяйствам Оздемир увязал именно с проблемами содержания животных. По его мнению, знак «достойного» содержания должен найти отражение на упаковках мясных, мясосодержащих и молочных продуктов в супермаркетах.
Вице-канцлеру и министру экономики и защиты климата Роберту Хабеку, как считает Morning Briefing, придется разрешать «столетний конфликт между интересами промышленности и экологией». Ему придется одновременно выступать в двойной роли: защитника окружающей среды и бизнеса, и прежде всего семейного бизнеса, являющегося основой немецкой экономики. Простейший вопрос, на который Хабеку придется ответить, отмечает портал, связан с рядовым квартиросъемщиком, который получит налог на выбросы двуокиси углерода и одновременно не сможет отказаться от отопления мазутом, поскольку не сможет позволить себе из-за нехватки средств переход на более современные виды отопления. Но не станет ли Германия вместо зеленой просто красной за счет экспансии Китая, промышленная продукция которого заместит немецкую, а последняя из-за высоких налогов на выбросы двуокиси углерода окажется неконкурентоспособной? Немецкие концерны начнут в соответствии с рыночной идеологией закрывать свои производства в Германии и открывать их в более толерантных к выбросам странах.
Несомненно, уже запрограммированы и межминистерские конфликты прежде всего между министерствами транспорта и цифровизации, во главе которого встанет представитель Свободной демократической партии Фолькер Визинг и зеленой – Штеффи Лемке, которая возглавит Министерство охраны окружающей среды, ядерной безопасности и защиты потребителей. Ведь Лемке выступает поборницей тотальной электромобильности в Германии. А в коалиционном договоре предусмотрено, что к 2030 году по немецким дорогам должны передвигаться 15 млн электромобилей. Сегодня их 517 тыс. штук.
Лемке полагает, что правительству следует заняться не столько энергоповоротом, сколько сокращением вредных веществ, в том числе парниковых газов в атмосфере. Поэтому ее транспортная концепция предусматривает распространение европейской торговли сертификатами на выбросы двуокиси углерода для транспорта. Но, что примечательно, она выступает за ограничение роста стоимости подобных сертификатов и вообще против ужесточения нормативов по уровню выбросов двуокиси углерода. С точки зрения Лемке, повышение цен на автомобильный бензин не ведет к снижению выбросов двуокиси углерода, поскольку водители по-прежнему используют автомобили, особенно для поездок на работу в другие регионы страны. Таких в Германии 3,4 млн человек. Лемке выступает и против ограничения скорости на автобанах, считая дискуссии об этом не экономическим, а чисто идеологическим моментом. И, что существенно, с точки зрения Лемке, имеющиеся положения о вредности двигателя внутреннего сгорания не соответствуют действительности. Он может стать климатически нейтральным. Поэтому, мол, государство не имеет права делать окончательную ставку на определенную технологию (ту же электромобильность): завтрашние технологии сегодня просто еще неизвестны.
Для России главным моментом будущей коалиции является выработка политики в отношении России. Это особенно важно, так как пост министра иностранных дел займет Анналена Бербок из партии «Союз90/Зеленые». Она отметилась в ходе предвыборной кампании своими критическими высказываниями в адрес России и главного на сегодня российско-германского газового проекта «Северный поток – 2». Между тем МИД ФРГ, в котором на тот период времени еще руководили социал-демократы, опубликовал 1 октября объемный материал о российско-германских отношениях. В нем перечисляются прегрешения России, начиная с присоединения Крыма и действий на востоке Украины и заканчивая кибератаками на Бундестаг и попытками оказать влияние на ситуацию в Германии. Наряду этим подчеркивалась необходимость диалога, рамки которого создают ОБСЕ и Европейский совет. Поддержит ли эту позицию Бербок и новое правительство? В самом коалиционном договоре России посвящено не так уж много места. Российско-германская внешнеторговая палата (AHK) проанализировала документ и обнаружила лишь несколько тем, касающихся России. Сотрудничество с РФ предусмотрено например, при разрешении проблем изменения климата. Новое коалиционное правительство выступает также за безвизовое общение молодежи двух стран. В коалиционном договоре нет ни строчки ни о наиболее болевых точках в двусторонних отношениях, ни о «Северном потоке – 2».
На сегодня имеется несколько основных версий будущего российско-германских контактов. Они основываются на преемственности немецкой внешней политики, на что неоднократно указывал нынешний посол Германии в России Геза Андреас фон Гайр. Возможно как видимое улучшение отношений, как об этом на завершающем этапе Потсдамских встреч говорил бывший глава СДПГ Мартин Шульц (см. «НГ» от 10.11.21), как и их ухудшение под влиянием прежде всего лидеров зеленых. Тем более что и СДПГ и «Союз90/Зеленые» в коалиционном договоре делали ставку на укрепление Европы.
комментарии(0)