Фото Reuters
Джозеф Байден 9 и 10 декабря проведет виртуальный саммит демократий. Это подтвердит обещание США вернуть себе роль глобального лидера перед лицом активности авторитарных режимов Китая и России. Шансы значительно осложнить международную атмосферу имеет решение Вашингтона позвать на встречу Тайвань. КНР считает этот остров собственной неотъемлемой территорией. Более того, председатель КНР Си Цзиньпин во время беседы с Байденом в ноябре предупредил: те силы в США, которые поддерживают независимость острова, «играют с огнем».
Задача конференции, как заявил Государственный департамент США, состоит в том, чтобы прекратить отступление демократии и эрозию прав и свобод по всему миру.
Западные СМИ, в частности CNN, с определенным скептицизмом комментируют подбор участников конференции, отмечая, что Ближний Восток будет представлен слабо – только Израилем и Ираком, а такие союзники США, как Египет и Турция, не удостоились чести присутствовать. Такая же участь постигла азиатских партнеров США – Таиланд, Вьетнам, Бангладеш, Шри Ланку. Из бывших советских республик приглашены Армения, Грузия, Латвия, Литва, Молдавия, Украина и Эстония.
Байден, конечно, не Господь, и ему не дано, как пастырю, поделить государства на овец и козлов. Атеистически мыслящие товарищи из ЦК Компартии Китая выразили эту идею иначе: у Америки нет патента на демократию. «Западная демократия – это демократия, где доминирует капитал, демократия для богатых», – заявил Цзян Цзиньцюань, директор политических исследований в ЦК КПК. Спорить с таким утверждением невозможно. Правда, стоило бы учесть, что Китай – это тоже не страна бедных, миллиардеров там, по некоторым сведениям, больше, чем в США.
Как бы то ни было, весьма вероятным итогом саммита может стать новое осложнение американо-китайских отношений из-за Тайваня. Мало того, что китайские боевые самолеты регулярно совершают рейды в направлении острова, подтверждая решимость Пекина любым путем, даже с использованием силы, не допустить провозглашения островом независимости. Именно в таких намерениях КПК подозревает президента Тайваня Цай Инвэнь и ее правящую на острове Демократическую прогрессивную партию (ДПП). На чем основаны эти подозрения, только руководителям КНР известно. Ведь сама Цай неоднократно говорила, что не собирается провоцировать конфликт и провозглашать суверенитет острова.
Тем не менее в последние дни Китай прибегнул к новому и очень чувствительному для тайваньских деловых людей средству давления. Как сообщили китайские медиа, мощный тайваньский конгломерат Far Eastern Group (FEG), вложившийся в разные отрасли китайской экономики – от гостиниц до текстиля, был оштрафован на 5,72 млн долл. за налоговые нарушения, нарушения пожарной безопасности и другие грехи. Но, как передало агентство Reuters, скорее подлинной причиной применения юридических мер против FEG стала политика, а не пожарная безопасность.
Как видно из заявления Управления КНР по делам Тайваня, «нужно наказать упорствующих элементов, оказывающих финансовую поддержку силам, выступающим за независимость Тайваня». Что штраф имеет именно такую подоплеку, подтвердила пекинская газета Global Times, принадлежащая государству. Ошибка конгломерата FEG состояла в том, что он пожертвовал Демократической прогрессивной партии 2,09 млн долл. во время подготовки к выборам в местные органы власти в 2020 году. Так конгломерат стал крупнейшим донором ДПП.
Насколько эффективным может стать это новое средство нажима на Тайбэй в руках Пекина? В беседе с «НГ» Александр Лукин, руководитель департамента международных отношений Высшей школы экономики, отметил: «Китай может продолжить эту линию. Из двух влиятельных политических партий на Тайване Китай развивает отношения с партией Гоминьдан, так как Гоминьдан в принципе выступает за единый Китай, хотя он не разделяет позицию КНР. То есть Китай этот курс продолжит. А ведь связи острова с континентальным Китаем очень разветвленные. В одном только Шанхае живет около 200 тыс. тайваньцев. По официальным данным Тайваня, остров – один из главных инвесторов в Китае. Тайваньские накопленные инвестиции там на март 2020 года составляли 188,5 млрд долл.
Это большие деньги. Но Китай может пожертвовать частью инвестиций, поступающих от компаний, которые ему не нравятся. Китай от этого потеряет, но не много. Он будет готов на это пойти. Если Китай начнет разрывать связи, как раз экономика Тайваня сильно пострадает. Но это будет раздражать тайваньцев. Их отношение к Китаю еще больше ухудшится. Тогда убедить тайваньцев в желательности объединения будет еще труднее. Никто не любит страну, объявляющую против вас экономические санкции».
Что касается России, то ее реакция на предстоящий саммит была однозначной. Представитель МИДа Мария Захарова назвала его химерой, которая должна показать, что Запад имеет некую конструктивную, объединительную повестку.
комментарии(0)