Проблемы с дорогами есть не только в России, но и в США. Фото Reuters
Президент США Джозеф Байден в понедельник подписал закон, предусматривающий траты на инфраструктурные проекты в размере 1,2 трлн долл. Впрочем, из по-настоящему новых трат – статьи общей суммой 550 млрд долл., поскольку остальные были запланированы заранее, отмечает AP. Несмотря на это закон можно считать важным: требуется обновление дорог и мостов, а перспективы скоростного интернета и чистой питьевой воды наверняка порадуют американцев. Билль необходим и Байдену, рейтинги которого падают. Под вопросом, однако, остается, насколько закон будет грамотно реализован.
Байден празднует пускай и небольшую, но значимую победу. Инфраструктурный план после более полугода непростых переговоров все-таки был одобрен в Конгрессе. Изначально американский президент в так называемом Американском плане создания рабочих мест, предложенном в конце марта этого года, заявил о необходимости потратить 2,25 трлн долл., в том числе на создание инфраструктуры и финансирование альтернативной энергетики.
Тогда казалось, что добиться желаемого будет несложно, учитывая то, что демократы имеют большинство в Палате представителей и с голосом вице-президента Камалы Харрис на одного больше голосующего в Сенате, чем у республиканцев.
Однако путь к достижению компромисса оказался тернистым. Республиканцы, разумеется, сразу наотрез отказались поддерживать проект. Вдобавок к ним два сенатора-демократа – Джозеф Мэнчин от штата Западная Виргиния и Кирстен Синема от штата Аризона – заявили, что поддерживать баснословные траты тоже не собираются. Из того, что предлагалось, но впоследствии было отвергнуто – 400 млрд на поддержку пожилых граждан, инвалидов и лиц, обеспечивающих профессиональный уход за ними.
Мэнчин отмечал, что для утверждения плана ему нужна большая ясность проекта. В конечном счете именно Мэнчин, по сути, предопределил итоговую сумму затрат, поскольку его согласие оказалось ключевым. Впрочем, не против принятия закона были все-таки и некоторые республиканцы. Например, мэр Мобила штата Алабама Сэнди Стимпсон его приветствовал, поскольку в его городе есть проблемы с дорогами и имеется необходимость построить крупный мост, пишет USA Today.
Закон предоставит 110 млрд долл. на строительство дорог, мостов и других проектов – на 49 млрд долл. меньше изначально предлагавшихся сумм, передает CNN. Еще 50 млрд долл. будет потрачено на ремонт дорожной инфраструктуры и 16 млрд – на помощь другим проектам. 105 млрд долл. пойдет на обеспечение американцев чистой водой путем замены труб, повышения устойчивости системы водоснабжения и даже ее защиты от кибератак. 65 млрд долл. будет затрачено на линии электропередач и еще столько же на развитие широкополосного доступа в интернет. Последнее может снизить цену, которую потребители платят за услуги интернет-провайдеров.
Подписание закона должно помочь Байдену немного изменить расклад в свою пользу: данные последнего социологического опроса ABC и Washington Post показывают, что деятельность президента одобряют 41% американцев, в то время как 53% участников опроса считают, что Байден справляется с обязанностями плохо. Из последних плохих известий и экономические показатели: инфляция в годовом исчислении к октябрю превысила 6,2% – в сентябре показатель составлял лишь 5,4%. Причем речь идет о росте цен на самое необходимое: яйца, рыбу, мясо, бензин. А вот алкогольную продукцию инфляция почти не затронула.
Есть и свои риски. Например, озвученные 550 млрд долл. будут тратиться в течение 10 лет, но вполне возможно, что в те или иные объекты потребуются дополнительные финансовые вливания, что делает будущее закона туманным.
«Как ни странно, именно президенту этот закон важнее, чем остальным американцам. Дело в том, что это шанс для Байдена похвалиться позитивными аспектами, а не только борьбой с пандемией. Подписание имеет важное символическое значение», – сказал директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта при МГУ им. М.В. Ломоносова Юрий Рогулев.
Вместе с тем в разговоре с «НГ» эксперт подчеркнул, что проблемы закона кроются в его деталях, и он может обернуться боком президенту.
«Билль носит весьма компромиссный характер, и в итоге договорились едва ли не о шестой части того, чего хотел президент. К тому же речь идет об инфраструктурных проектах – они слабо окупаются сами по себе. Модернизация пускай и нужна, но делается она неизбежно за счет сиюминутных проблем: угрожающего роста цен на товары и задержек в поставках. То есть американец приходит в магазин и видит, во-первых, что ассортимент уменьшился, а во-вторых, что цена на те товары, которые все-таки есть, сильно возросла. Это, конечно, раздражает американцев и отнюдь не добавляет симпатий к президенту», – рассуждает Рогулев.
комментарии(0)