Глава МИД Великобритании Элизабет Трасс полагает, что в миграционном кризисе у границ Польши и Литвы виноваты и Белоруссия, и Россия. Фото Reuters
Главы МИДов стран Евросоюза на заседании 15 ноября примут критерии для санкций за организацию миграционного кризиса на польско-белорусской и литовско-белорусской границе. Проще говоря, они определят, нужно ли наказывать авиакомпании, рейсами которых выходцы из ближневосточных стран попадают в Белоруссию. Между тем ЕС пытаются убедить, что санкции нужно вводить не только против белорусских юридических лиц, но и против РФ.
Судя по поступающей из Брюсселя информации, единства по вопросу о том, как и кого необходимо наказывать за пограничный кризис, в Евросоюзе не было до последнего момента. Обычно обсуждение санкций проходит в ЕС в три этапа. Сначала cобираются на встречу послы ЕС. После нее, как правило, общие сведения о том, какие именно санкции будут введены, становятся достоянием прессы: подробности на условиях анонимности сообщают участники обсуждения. Потом проходит встреча глав МИД ЕС. Окончательно санкции утверждаются на заседании Евросовета – саммите ЕС. В этом году он намечен на 16–17 декабря. Однако в этот раз никакой ясности о будущих санкциях у прессы не было и после встречи послов ЕС.
Только перед встречей глав МИДов информационные агентства стали сообщать о том, что в понедельник не планируется принятия очередного пакета санкций против Белоруссии, который стал бы пятым по счету. Утверждается, что задача, которую решат министры, будет проще и скромнее. Они лишь определят критерии попадания в очередной черный список ЕС. А сам черный список будет составлен уже ближе к декабрьскому заседанию Евросовета.
Если в данном случае утечки верны, получается, что европейцы еще не определились, на чем именно сконцентрировать удар. Санкции могут быть направлены исключительно против Белоруссии. Так, в октябре посол ЕС в этой стране Дирк Шюбель в принципе не исключал варианта запрета белорусского импорта калийных удобрений в Европу. Как он тогда выразился, «время покажет», потребуется ли использовать этот достаточно болезненный и для официального Минска, и для стран Евросоюза способ наказания.
По мнению экспертов, весьма вероятны санкции против туркомпаний, с помощью которых мигранты оформляют туры и получают визы в Белоруссию через консульства этой страны в Турции и ОАЭ. Но самым резонансным, конечно, обещают стать санкции против авиакомпаний. Кто под них подпадет? Только белорусская «Белавиа» или, может, авиакомпании из других стран: Turkish Airlines и российский «Аэрофлот»? Наконец, как будет квалифицирована помощь в нелегальной миграции – как нарушение правил полетов или как участие в торговле людьми, что предусматривает более жесткие санкции? Ответы на эти вопросы станут более-менее ясны только тогда, когда будут обнародованы критерии, которые утвердят министры стран ЕС.
Известно, что на встрече в понедельник главы внешнеполитических ведомств обсудят и концентрацию российских войск на границе с Украиной. Наказать власти РФ вместе с белорусскими властями фактически потребовала министр иностранных дел Великобритании Элизабет Трасс в своей субботней колонке для Telegraph. По ее словам, «Россия несет явную ответственность» за миграционный кризис. И поэтому, как отмечает Трасс, именно Москва должна надавить на Лукашенко. Трасс назвала одну из возможных мер воздействия на Россию – отказ сертифицировать «Северный поток – 2». Министр пообещала, что на встрече глав внешнеполитических ведомств стран НАТО, которая пройдет через несколько недель в Риге, ее страна выдвинет «несколько предложений, чтобы бросить вызов методам агрессии XXI века, используемым теми, кто угрожает нашим свободам, экономикам и демократиям».
Надо отметить и то, что Трасс стала главой МИДа совсем недавно, в результате масштабной перестановки кадров в правительстве в сентябре. Ее статью в какой-то степени можно трактовать как попытку нового министра заявить о себе. Тем не менее куда более вероятно, что она действует по поручению премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона.
«Слова Трасс диктуются не столько сиюминутной необходимостью и личным мнением, сколько общим курсом британской политики, который она проводит в силу своей должности. Еще в марте в новой внешнеполитической стратегии Британии Россия была названа главной угрозой. Но едва ли не главным оппонентом Москвы в Европе Лондон стал уже в 2014 году», – сказала старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН Кира Годованюк.
Эксперт в разговоре с «НГ» пояснила, что Великобритания все еще старается быть главным вдохновителем сил, направленных против РФ. Сейчас, после завершения брекзита, рычагов влияния на политику ЕС у Лондона уже меньше. Однако это британские политики пытаются восполнить углублением контактов с восточноевропейскими странами. Не случайно в своей статье Трасс упомянула «вышеградскую четверку» (Венгрию, Словакию, Чехию и Польшу), а также страны Балтии.
«Они – удобные партнеры для Лондона. Их объединяет общая проатлантическая позиция, поддержка США. Это дает возможность Лондону легче, чем с западноевропейскими странами, находить с ними общий язык и по другим, кроме противостояния Белоруссии и России, вопросам», – полагает Годованюк.
комментарии(0)