Фото Reuters
Авиакомпании из Турции, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и Сирии названы основными «поставщиками» мигрантов в Белоруссию, которая, как уверены в западных столицах, использует поток приезжих в качестве средства политического давления на Евросоюз. К Минску примеряют разный санкционный инструментарий, однако пострадать в отместку за кризис может не только он, но и те ближневосточные игроки, которые сохранили с ним авиасообщение вопреки всем западным санкциям. Наибольшее внимание в этом плане привлекает к себе Турция. Тем более что Анкара в этом году уже была замечена в попытках помочь Минску – на дипломатическом уровне.
О том, что Турция и ОАЭ могут пострадать за «помощь» президенту Александру Лукашенко, сообщило издание EU Observer. Национальные авиаперевозчики двух ближневосточных стран рискуют попасть в черные списки из-за того, что их рейсы чаще всего приземляются в Минске. Когда Евросообщество после инцидента с принудительной посадкой самолета Ryanair в белорусской столице летом этого года запретило своим авиакомпаниям полеты над бывшей советской республикой и ввело санкции в отношении белорусских компаний, большую часть трафика приняли на себя перевозчики других стран, в том числе Turkish Airlines (Турция), FlyDubai (Эмираты) и давний фигурант западных черных списков Cham Wings (Сирия).
В связи с тем, что внушительную часть мигрантов, пытающихся проникнуть в Европу с белорусской территории, составляют выходцы из стран Ближнего Востока, круг подозреваемых в «поставке» людей достаточно узок. Глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель и заместитель руководителя Еврокомиссии (ЕК), еврокомиссар по вопросам защиты европейского образа жизни Маргаритис Схинас должны посетить в ближайшее время те государства, откуда приезжие чаще всего прибывают в Белоруссию. В ЕС рассчитывают убедить ближневосточных игроков принять те меры, «которые бы гарантировали, что граждане этих государств не попадут в ловушку, расставленную властями Белоруссии».
Есть основания полагать, что больше всего претензий будет адресовано Турции, хотя в Turkish Airlines уже заявили, что не занимаются траффикингом. Тем не менее, по данным Washington Post, в этом году республика использовала свое право вето в НАТО, чтобы смягчить коллективное заявление с осуждением действий Лукашенко. Кроме того, как сообщало агентство Reuters, Анкара заблокировала некие санкционные меры против белорусского руководства, за которые выступали страны Прибалтики и Польша. По ряду предположений, турецкая сторона в то же время повлияла на то, чтобы отклонить призывы других членов Североатлантического альянса к дополнительным ограничениям в отношении бывшей советской республики.
Анкара сама сталкивалась с обвинениями в политизации миграции, однако ей удавалось достигать компромиссов с Евросообществом. «В некоторых политологических дискуссиях спрашивали: почему, когда из Турции шли беженцы в Евросоюз, ЕС выделил финансирование, чтобы они оставались на территории Турецкой Республики? – заявил на днях глава МИД России Сергей Лавров. – Почему нельзя так же помогать белорусам, имеющим определенные потребности в том, чтобы беженцы, которых Польша и Литва не хотят пускать на свою территорию, жили в нормальных условиях?»
Встретится ли турецкая сторона с ограничительными мерами на фоне эскалации ситуации на белорусско-польской границе, во многом зависит от политической воли стран – членов Евросообщества. До настоящего момента они показывали готовность к прагматизму в отношениях с Анкарой. Тем не менее в своей недавней публикации по теме кризиса вашингтонский аналитический центр «Фонд защиты демократий» выразил предположение, что турецкий авиаперевозчик имеет все шансы оказаться под европейскими санкциями. Эти рестриктивные меры эксперты фонда предлагают дополнить ограничениями и против тех турецких официальных лиц, которые якобы причастны к использованию мигрантов в качестве политического средства.
«Несмотря на существующую проблему с мигрантами, речь идет не о таких масштабах, какие можно наблюдать в турецком контексте, – заявил «НГ» турецкий политолог Керим Хас. – Эрдоган всеми силами старается продемонстрировать ЕС, что его еще рано сбрасывать со счетов и что он может в той или иной степени внести разлад в Евросообщество через Восточную Европу. Иными словами, тот так называемый токсичный потенциал, которым обладает Анкара, может распространиться и далеко за пределы Сирии и Ливии, где он активно применяется». В то же время собеседник «НГ» обращает внимание на то, что в 2023 году Эрдогану предстоят очередные выборы и кризисная ситуация в отношениях с ЕС также может принести некоторую выгоду.
«Рейтинг Эрдогана существенно падает в последнее время, и в стране ужесточается экономический кризис, – обратил внимание эксперт. – Все это вынуждает политическую элиту и лично президента предпринимать все более эксцентричные шаги для отвлечения «внутреннего внимания» и для переключения повестки внутри самой Турции. Внешнеполитическая арена в этом контексте – как нельзя лучший вариант». По словам собеседника «НГ», лидеры Турции и Белоруссии попросту повторяют один и тот же «авторитарный опыт», перенятый друг у друга. Те же способы эксплуатации мигрантов на протяжении длительного времени использует и высшее турецкое руководство, отмечает эксперт.
«В этом контексте основными государствами, выражающими недовольство, сейчас, безусловно, выступают Польша и Литва, – рассуждает Хас. – Учитывая, что Турция активно продвигает свои военные беспилотники на восточноевропейский рынок, Варшава может попасть в затруднительное положение. С одной стороны, ей необходимо сохранять лицо в отношениях с Анкарой, с другой стороны – нельзя игнорировать ту роль, которую та играет в поддержке Лукашенко и в кризисе с мигрантами». Но очевидно, что конечный пункт для приезжих – не Польша и не Литва. Вероятно, они будут пытаться двигаться дальше к Западной Европе, а это может несколько облегчить напряженность в отношениях с восточноевропейскими лидерами, подытожил политолог.
комментарии(0)