Фото REUTERS
Стороны ливийского конфликта пытаются нарастить военную поддержку со стороны внешних сил, несмотря на то что страна приближается к всеобщим выборам, которые призваны объединить Ливию. Арабские СМИ сообщили, что по итогам встречи в Стамбуле между президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом и главой Правительства национального единства (ПНЕ) Ливии Абдель Хамидом Дбейбой Турция выразила готовность увеличить свое присутствие в бывшей Джамахирии. Параллельно свои позиции пытается укрепить и маршал Халифа Хафтар, которого израильские СМИ заподозрили в активизации контактов с еврейским государством.
Повестка переговоров Эрдогана и Дбейбы была сосредоточена на проведении в Ливии всеобщих выборов. Согласно решению Форума ливийского политического диалога, они должны пройти в этом году, 24 декабря. Регистрация участников президентской и парламентской гонки стартовала 8 ноября. Как заявил глава избиркома страны Имад ас-Сайех, прием заявлений продлится до 22 ноября, а регистрация завершится 7 декабря. «Мы проведем честные выборы и не потерпим давления на нас», – подчеркнул ас-Сайех, обратив внимание на то, что избирком в последнее время сталкивается с кампанией по дезинформации.
Дбейба, который возглавляет компромиссное временное правительство, хочет баллотироваться на пост президента. Критерии к кандидатам, которые были официально объявлены избиркомом, «подогнаны» под его фигуру, считают наблюдатели. Содержание переговоров главы ПНЕ в Стамбуле означает, что после возможного избрания на пост главы государства он рассчитывает укреплять связи с турецкой стороной – активной внешней участницей ливийского противостояния. Эрдоган заверил Дбейбу, что Анкара продолжит поддерживать Триполи. Турцию и Западную Ливию связывают меморандумы о взаимопонимании, которые касаются военной помощи и морских границ.
Эрдоган и Дбейба договорились об интенсификации военных контактов. Влиятельная саудовская газета «Ашарк аль-Аусат» проинформировала, что Триполи направит Анкаре официальный запрос на увеличение числа военных советников вооруженных сил (ВС) Турции, развернутых в бывшей Джамахирии. В то же время стороны условились, что группа представителей сил безопасности Триполи отправится в Турцию для прохождения тренировок. Источники «Ашарк аль-Аусат» предполагают, что Анкара хочет увеличить военное присутствие в Ливии перед началом всеобщих выборов, хотя вывод иностранных сил с территории североафриканской страны – основное условие национального примирения.
Не менее громкие, хотя и тайные попытки увеличить внешнюю помощь предпринимает Хафтар, который также желает баллотироваться на пост президента. Израильские СМИ накануне сообщили, что сын военачальника Саддам на минувшей неделе прибыл из Дубая в Тель-Авив для переговоров с высокопоставленными представителями Израиля. Издание «Гаарец» сообщает, что Саддам приложил усилия для того, чтобы договориться с израильтянами о военной и дипломатической помощи. Взамен еврейскому государству якобы было обещано: если Хафтар придет к власти, Ливия установит дипломатические отношения с Израилем.
Контакты маршала с еврейским государством вряд ли можно назвать большим секретом: его Ливийскую национальную армию (ЛНА) не раз подозревали в получении военной помощи от ближневосточной страны. Но за последние месяцы военачальник, по ряду признаков, активизировался. Газета «Исраэль хайом» недавно распространила данные, что семья Хафтара обратилась к услугам одной из израильских консалтинговых компаний, чтобы подготовиться к предвыборной кампании. Издание отмечает: фирма имеет огромный опыт в сфере политтехнологий. По этим же данным, к этой компании в то же время обратился Сейф аль-Ислам, сын покойного ливийского лидера Муаммара Каддафи.
Если Хафтар и его сторонники избегают публичных акценов на контактах со своими внешними покровителями, Триполи и Анкара, напротив, традиционно демонстрируют качество своих отношений.
«Турция считает себя важным элементом безопасности в Ливии и рассматривает присутствие своих военных советников в качестве обязательного инструмента не только содействию выстраивания системы безопасности в Ливии, но и отставания собственных интересов во всем регионе Восточного Средиземноморья, – заявил «НГ» старший преподаватель департамента политической науки Высшей школы экономики Григорий Лукьянов. – Премьер-министр Дбейба скромен в оценках необходимости наращивания и сохранения турецкой помощи. Тем не менее Турция – один из ключевых акторов в сфере экономики, политики и безопасности на северо-западе страны». Без Анкары сохранить баланс сил сложно, считает эксперт.
«Несмотря на определенный прогресс урегулирования, военная составляющая является неотъемлемой частью политического капитала любой стороны даже в условиях предстоящих выборов», – полагает Лукьянов. По его словам, внутренним участникам ливийского конфликта невыгодна демилитаризация: они вынуждены демонстрировать собственной аудитории, что в их руках эффективный военный инструмент. «Сегодня ливийский политик, который не обладает собственной военной силой и иностранной поддержкой, имеет меньше шансов на успех в борьбе за власть в рамках предстоящего электорального процесса», – уверен собеседник «НГ».
Что касается процесса политического урегулирования в Ливии, то он имеет множество проблемных точек, говорит аналитик. «Это не только проблема безопасности, но и вопросы экономики, политического диалога», – констатирует Лукьянов.
На этом фоне сообщения об усилении турецкого присутствия вряд ли могут что-то серьезно изменить в урегулировании. Тем более что мирный процесс стал возможен только благодаря консенсусу в военной сфере и прекращению огня, которых удалось добиться при непосредственном участии РФ и Турции, подчеркнул эксперт.
комментарии(0)