Помочь Байдену может разве что чудо. Фото Reuters
В октябре президент США Джозеф Байден чуть было не установил печальный для себя и своих сторонников рекорд. Его деятельность не одобряют свыше 50% американцев. В последние 70 лет такой низкий рейтинг за первые девять месяцев правления был только у Дональда Трампа и Дуайта Эйзенхауэра. Это реакция на неудачную внешнюю и внутреннюю политику Байдена и предвестник серьезных проблем для президента и Демократической партии.
Из опросов, проведенных в последние дни октября, худший рейтинг у действующего главы Белого дома – по данным Rasmussen Reports. Деятельность Байдена не одобряют 57% опрошенных, одобряют – всего лишь 42%. Если же взять данные всех социологических служб за октябрь, то получается, что рейтинг неодобрения действующего президента составил 51,9%. Одобряющих соответственно – 42,6% респондентов. У Трампа по итогам его первых девяти месяцев президентства рейтинг тоже был неблестящим. Служба Gallup, например, давала ему всего 37% одобряющих оценок. Для сравнения: та же служба сейчас оценивает положительный рейтинг Байдена в 42%.
Однако у Трампа не было такой непопулярности среди колеблющихся американцев, не примыкающих ни к одной из ведущих партий и в итоге определяющих исход выборов. Он терял очки лишь в глазах части республиканцев и тех демократов, кто, разочаровавшись в Хиллари Клинтон, проголосовал за него на выборах 2016 года. А сейчас колеблющиеся американцы полностью отвернулись от Байдена. Почти 70% из них разочаровались в нем.
Такому обескураживающему результату есть четкое объяснение. Во-первых, сказалась неудачная внутренняя политика и прежде всего миграционный кризис. Упрощение условий легализации незаконных мигрантов привело к тому, что тысячи человек устремились в Соединенные Штаты. И хотя администрация Белого дома прилагает большие усилия к тому, чтобы купировать последствия кризиса, пока это не удается. К тому же Байден в очередной раз подставился под огонь критики республиканцев, признавшись, что у него не было времени, чтобы побывать на границе.
Во-вторых, судя по динамике рейтинга Байдена, серьезно повлияла на американцев ситуация в Афганистане. Процент не одобряющих деятельность главы государства превысил процент одобряющих в двадцатых числах августа. Именно тогда началось наступление формирований движения «Талибан» (запрещено в РФ), которое в итоге привело к падению Кабула и хаотичной эвакуации, сопровождаемой жертвами среди американских солдат и лояльных США афганцев. Напрашивается сравнение с Эйзенхауэром. Его рейтинг тоже серьезно испортила внешняя политика – финал войны в Корее. От героя Второй мировой американцы ждали иного результата, нежели вымученная «ничья» с коммунистами. Кроме того, первый год его правления – это разгул маккартизма. Истеричные поиски «красных шпионов» вызвали неприятие у многих американцев, которые винили в отходе от демократических принципов не только печально известного сенатора Джозефа Маккарти, но и его покровителя – президента. Эйхенхауэр смог преодолеть этот кризис и переизбрался в 1956 году. Байден тоже собрался баллотироваться на новый срок. Но получится ли у него повторить опыт Эйзенхауэра?
Наконец, в-третьих, против Байдена, который после афганского фиаско сосредоточился на экономике, играет и рост инфляции, а также замедление промышленного роста.
В нынешних условиях последовательное падение рейтинга, особенно среди независимых избирателей, – очень неприятный знак для нынешнего главы государства. В 2022 году предстоят довыборы в Конгресс. В американской прессе уже высказываются предположения, что антирейтинг Байдена может сказаться на популярности всей Демократической партии и соответственно вынудит ее отступиться от своего лидера. Тогда она поддержит импичмент, которым грозят республиканцы, ради того чтобы сохранить большинство в Конгрессе. Уход Байдена приведет к тому, что главой государства станет нынешний вице-президент Камала Харрис. Она прямо не замешана ни в неудачном выводе войск из Афганистана, ни в миграционном кризисе.
В поиске выхода из создавшейся ситуации Белый дом уповает на принятие так называемого закона на 3,5 трлн. Так называют пакет мер по тратам на инфраструктуру, предложенный демократами. Первоначально он действительно оценивался в 3,5 трлн долл., теперь сокращен до 1,2 трлн, и Палата представителей его никак не может принять. Очередное голосование по нему состоится во вторник. Причина непринятия законопроекта – не только противодействие республиканцев, но и конфликт между левым (или, как его называют в США, прогрессистским) крылом Демократической партии и центристской ее частью, ориентированной на Байдена. Как заметил в беседе с «НГ» главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев, все это создает впечатление у избирателя, что президент потерял контроль над своими однопартийцами.
Шансом Байдена продемонстрировать свою силу могут стать ближайшие губернаторские выборы, особенно в Вирджинии. В этом штате почти равный рейтинг имеют республиканец Гленн Янгкин, за которого прямо агитирует Трамп, и демократ Терри Маколифф. Последнего поддерживает лично Байден, а также бывший президент Барак Обама. Победа Маколиффа, конечно, может сыграть на руку Байдену. Но в целом, как считает Васильев, «сейчас падение рейтинга президента может сменить на рост только стечение случайных факторов – попросту говоря, чудо».
комментарии(0)