Министр иностранных дел Саудовской Аравии Фейсал бин Фархан уверен, что нынешний дипломатический кризис связан с деятельностью Ирана и «Хезболлы». Фото Reuters
Ливан оказался в центре дипломатического скандала, возникшего на фоне неаккуратных высказываний одного из его министров о нецелесообразности военной кампании в Йемене. Несмотря на то, что его оценки во многом совпали с теми критическими замечаниями, которые нередко звучат в западных странах, страны Персидского залива, активно вовлеченные в вооруженный конфликт на юге Аравийского полуострова, решительно осудили Бейрут за подобные жесты и пошли на понижение дипломатических отношений. Аналитики утверждают, что таким образом они направили сигнал Ирану, ливанской организации «Хезболла», а также Западу.
Разрыв дипотношений между членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и Ливаном произошел по эффекту домино. Такие ключевые региональные игроки, как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), осудили «недружественные» высказывания министра информации республики Джорджа Кардахи и пошли на понижение дипотношений – вплоть до отзыва глав диппредставительств. К бойкоту Ливана присоединились Кувейт и Бахрейн. Государства с 2015 года были вовлечены в военную кампанию в Йемене, которая была направлена против местных мятежников – хуситов, находящихся, по распространенному мнению, в тесных военных и финансовых связях с Ираном.
Начало кризису положили высказывания Кардахи, которые он сделал в телеинтервью Al-Jazeera. В частности, ливанский министр выразил уверенность, что война в Йемене абсолютно бессмысленна. По его словам, местные повстанцы держат оборону от «внешней агрессии», в то время как «коалиция Саудовской Аравии и ОАЭ бомбит дома, деревни, места похорон и свадеб». После того как его замечания произвели эффект разорвавшейся бомбы, министру пришлось оправдываться в Twitter: он пояснил, что СМИ распространили отрывки из его интервью, которое было записано еще в начале августа – за месяц до его назначения на пост. Кардахи отметил, что не хотел оскорбить Эмираты и Саудовскую Аравию, а его ремарки не отражают позицию Бейрута.
То, что выразил Кардахи, соответствует позиции западных политиков и правозащитных групп. Саудовская Аравия и ее союзники по аравийской коалиции давно сталкиваются с обвинениями в неизбирательных авиаударах, бомбардировках гражданских объектов и развязывании гуманитарного кризиса в Йемене. В частности, сентябрьский доклад ООН о положении дел в этой стране констатирует, что и хуситы, и члены коалиции причастны к нарушениям в сфере международного права. Конфликт стал настолько опасен для репутации Саудовской Аравии, что в последнее время она пытается декларировать свою готовность прекратить войну. Тем не менее для королевства и его партнеров по-прежнему важно, кто выдвигает против них обвинения.
В Эр-Рияде не скрывают, чье именно «авторство» они рассмотрели за высказываниями Кардахи. Министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Фейсал бин Фархан заявил в разговоре с Reuters, что нынешний дипломатический кризис – это итог усиливающегося господства Ирана и поддерживаемой им шиитской группировки «Хезболла» над ливанской политической системой. «Думаю, что проблема намного шире, чем сложившаяся ситуация, – обратил внимание министр. – Мне кажется, очень важно, чтобы правительство Ливана или ливанский истеблишмент проложили путь вперед, который приведет к освобождению страны от нынешней политической конструкции, только усиливающей доминирование «Хезболлы».
Саудовская Аравия когда-то была важным источником финансовой поддержки Ливана. Королевство потратило миллиарды долларов на то, чтобы Страна кедров оставалась в орбите его влияния. Такое положение вещей начало меняться несколько лет назад, когда «Хезболла» стала усиливать свой вес внутри высших эшелонов власти, а сам Ливан столкнулся с масштабным экономическим коллапсом, последствия которого страна переживает до сих пор. «Нынешний кризис – это чистая политика, – цитирует в этой связи издание New York Times ливанского политолога Халдуна аль-Шарифа. – Саудовцы придерживаются мнения, что сегодня Ливан находится под тотальным влиянием оси «Хезболла»–Иран».
С учетом продолжающегося поиска международных доноров для разрешения ливанского экономического кризиса эскалация между Бейрутом и аравийскими столицами может иметь и «адресатов» на Западе. Агентство Reuters цитирует саудовского аналитика Али Шихаби, который выразил уверенность, что Саудовская Аравия среди прочего пытается за счет нынешнего дипломатического кризиса донести до США и Франции, которая также принимает активное участие в ливанских делах, что королевство не будет расплачиваться за те проблемы, с которыми сталкивается Ливан в последние годы. «Залив – не ваш банкомат», – интерпретирует Шихаби предполагаемое послание со стороны саудовского правящего дома.
В разговоре с ливанской прессой изгнанный из Эр-Рияда ливанский посол Фаузи Каббара выразил надежду на то, что отношения могут нормализоваться, если будут выполнены определенные «требования», однако он не уточнил, что именно это значит.
В контактах между Ливаном и Саудовской Аравией уже давали о себе знать кризисные явления. Это произошло весной этого года, когда МИД королевства опротестовал высказывания занимавшего на тот момент пост и.о. министра иностранных дел Ливана Шарбеля Вахби. В одном из интервью дипломат намекнул, что Саудовская Аравия и ряд стран ССАГПЗ якобы поддерживали террористическую группировку «Исламское государство» (запрещена в России) и даже «привели ее» в Ливан, Ирак и Сирию. В Эр-Рияде выразили возмущение, заметив, что слова Вахби «не соответствуют элементарным дипломатическим нормам и историческим отношениям между двумя братскими народами». Министр после этого подал в отставку.
Нельзя не заметить, что нынешний дипломатический бойкот, напрямую касающийся темы иранского влияния в странах Ближнего Востока, происходит на фоне прямых переговоров между Тегераном и Эр-Риядом о нормализации отношений. Саудовские официальные лица публично признавали, что, несмотря на внушительное число переговорных раундов, государства пока не достигли прогресса. Обострившаяся борьба за ливанскую арену не внушает надежды на то, что теперь региональные соперники достигнут какой-либо значительной сделки.
комментарии(0)