Байден заверил Макрона, что инцидент с подлодками исчерпан. Фото Reuters
Хотя президент Джозеф Байден не извинился прямо за срыв оружейной сделки Франции с Австралией, тем не менее конфликт между Парижем и Вашингтоном исчерпан. Именно так французские СМИ, политики и общество оценили итоги встречи американского президента и Эмманюэля Макрона. США готовы компенсировать так или иначе своему союзнику потери, понесенные из-за создания союза англосаксонских стран – AUKUS.
Франция готова к перезагрузке отношений с Соединенными Штатами, заявил официальный представитель французского кабинета министров Габриэль Атталь. Он, заметив, что путь к восстановлению доверия между двумя странами будет «долгим и требовательным», все же дал понять, что углублять конфликт Париж не собирается. В целом это заявление можно рассматривать еще и как оценку встречи Макрона и Байдена, которая стала одним из главных событий европейской поездки американского президента.
Она состоялась перед открытием саммита G20 в Риме, а не прямо на полях этого мероприятия. Таким образом, Байден и Макрон подчеркнули символическую важность их встречи, первой с момента скандала, связанного со срывом австралийско-французского контракта на поставку подводных лодок. Напомним, что в середине сентября Вашингтон, Канберра и Лондон заключили соглашение о партнерстве в сфере оборонных технологий, получившее название AUKUS (Австралия, Великобритания, США). После этого австралийцы разорвали контракт с французской фирмой Naval Group на постройку 12 дизельных подлодок на общую сумму 66 млрд долл. Вместо этого австралийцы договорились о покупке американских атомных субмарин. Франция расценила это как удар в спину. Послы страны, отозванные было из Канберры и Вашингтона, вернулись обратно. Однако финальная точка в конфликте не была поставлена. Ей, по идее, и должна была стать встреча Макрона и Байдена.
По ее итогам было принято коммюнике, где обе стороны обязались начать стратегический диалог по торговле вооружениями. Речь даже идет о возможной корректировке Правил международной торговли оружием (ITAR). Так называется действующий в США пакет законов, который позволяет американским властям ограничивать торговлю вооружениями, содержащими компоненты, произведенные в Соединенных Штатах. Франция давно считает данную меру дискриминационной и ущемляющей интересы ее оружейников.
Видимо, этим уступки американцев своему союзнику не ограничатся. Встреча Байдена и Макрона открывает дорогу к успеху на переговорах Франции и Австралии по компенсации убытков, понесенных Naval Group. Вероятно, Париж примет деятельное участие в перевооружении австралийской армии. Во всяком случае, американцы против этого не выступают. В свою очередь, Франция не ставит под вопрос свое участие в «саммите демократий» – мероприятии, которое Байден собирается провести в декабре. Его бойкот создал бы серьезный повод для критики американского президента у него дома.
Тем не менее осадок от конфликта остался. Так, газета Monde обратила внимание на то, что прямо за срыв контракта Байден не извинился. Он лишь назвал действия США в ситуации с субмаринами «неловкими». «У меня создавалось впечатление, что Франция давно проинформирована, что сделка не состоится», – сказал президент, и эту реплику едва ли стоит считать удачной. Поверить, что Байден не был проинформирован о состоянии переговоров Австралии и Франции, трудно.
Впрочем, в начале октября были заявления госсекретаря США Энтони Блинкена и спецпредставителя Байдена по вопросам климата Джона Керри, которые сложно расценивать иначе, чем извинения. Тот же Керри призвал считать сложившуюся ситуацию «не предательством, а отсутствием должной коммуникации между странами». Теперь, похоже, коммуникация восстановлена.
Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров в беседе с «НГ» отметил, что договоренность с Байденом – это еще и личный успех Макрона, особенно важный для него сейчас. Ведь в следующем году во Франции – президентские выборы. «В условиях фактически начавшейся избирательной кампании Макрон продемонстрировал, что с его страной считаются, ее уважают», – сказал он. Во многом резкая реакция официального Парижа на разрыв контракта с Австралией объяснялась формой, в которой этот разрыв был произведен. «У Франции есть заморские территории в Азиатско-Тихоокеанском регионе, у нее там есть военные базы и соответственно свои интересы. А с ней поступили как с региональной державой. Конечно, это было обидно», – заключил Федоров.
комментарии(0)