Французские министры для защиты интересов рыбаков идут на экстраординарные меры. Фото со страницы Клемана Бона в Twitter
Сделка по брекзиту поставлена под серьезную угрозу. Париж решил затребовать от Лондона лицензии на вылов для французских рыбаков напрямую, а не через Брюссель, и не словом, а делом. Госсекретарь по делам Европы при МИД Франции Клеман Бон объявил о введении с 2 ноября ряда мер против британцев, касающихся рыбаков, судов в целом и прибывающих в страну с Туманного Альбиона грузовых автомобилей. Если это не повлияет на действия Лондона, то речь может идти о сокращении поставок электричества, притом что на Францию приходится 47% от общего импорта электроэнергии Британии.
Выпаду Пятой республики предшествовал неприятный, хотя и локальный эпизод: британский траулер, моряки которого осуществляли лов без разрешения во французских водах, несмотря на предупреждение, вынесенное на ночной проверке в Гаврском порту, был задержан. Морякам другого судна за неповиновение в ходе проверки был выписан штраф.
Дальнейшие действия Парижа можно смело назвать беспрецедентными. Впервые речь идет о введении реальных санкций в связи с тем, что обязательства по сделке по брекзиту не выполняются в полной мере.
«Несмотря на 10 месяцев активных дискуссий, правительство Великобритании так и не выполнило обязательств, на которые оно подписывалось. Поэтому со 2 ноября правительство примет целенаправленные меры, в том числе: запрет на заход британских рыболовных судов в назначенные порты; усиление санитарного и таможенного контроля; систематические проверки безопасности британских судов; усиление контроля за грузовыми автомобилями, идущими в Соединенное Королевство и из него»,– объявил Бон.
Чиновник подчеркнул, что этот пакет мер может стать только началом более значимых шагов. В случае, если британцы не станут выдавать достаточное число лицензий на вылов рыбы, то будет принят второй пакет мер. Он может касаться в том числе и поставок электроэнергии, подчеркнул Бон.
В особое положение в связи с этим может попасть британский остров Джерси, который находится совсем рядом с Пятой республикой: он практически полностью (на 95%) зависит от поставок электроэнергии из Франции, и между тем лицензии, которые выдает администрация острова, жизненно необходимы французским морякам.
При этом британская сторона уверяет, что свои обязательства она выполняет, и дает одобрение 98% заявок рыболовов со всего Евросоюза. Эти цифры оспаривает министр Франции по делам рыболовства Анник Жирарден.
«Только 90,3% запросов были удовлетворены. Очевидно, что недостающие 10% предназначены для французов. Уже девять месяцев французские рыбаки не могут нормально работать. Это нарушение британцами их же обязательств, под которыми они подписались»,– уверяет она.
Соглашение по брекзиту в целом исполняется не до конца хотя бы вследствие сложностей выполнения протокола по Северной Ирландии, указывает руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина.
«Французы же давно были раздражены действиями Лондона. На бумаге пункт о рыболовстве соблюдается, другое дело, что делается это не в тех объемах, на которые рассчитывал Париж. Несколько раз британцев просили прекратить саботировать соглашение и теперь приступили к действиям»,– пояснила эксперт.
В разговоре с «НГ» Бабынина отметила, что премьер-министр Британии Борис Джонсон может отреагировать на действия французов довольно резко, в свойственной ему манере. Эксперт также напомнила, что Лондону не удалось согласовать сделку по рыболовству с другим важным игроком, не входящим в состав ЕС, - Норвегией.
Не от хорошей жизни Париж в одностороннем порядке без формальной санкции Брюсселя
вводит санкции. Совсем недавно Евросоюз выразил готовность идти на уступки Британии в протоколе по Северной Ирландии и ограничить таможенный контроль. При этом в сфере рыболовства за французов Брюссель так толком и не заступился. Сейчас в ЕС говорят о том, что требования Пятой республики необходимо проверять и выяснять, на основании чего части французов было отказано в праве ловить рыбу в британских водах.
В целом же положение Франции на внешнеполитической арене оставляет желать лучшего. Мало того, что к доводам Елисейского дворца не всегда прислушиваются в Брюсселе, так недавно президента Эмманюэля Макрона вообще не поставили в известность о формировании нового военного союза AUKUS Британии, США и Австралии, стоившего французским строителям подводных лодок десятков миллионов евро потенциальной выгоды.
Макрон, обладающий острым умом, тем не менее в ряде случаев оказывается не у дел в сферах, где зачастую все решается тайными переговорами и уловками. Причем обиднее всего для французов то, что «с носом» Париж оставляют его же западные союзники- Лондон, Вашингтон и Брюссель.
В Бенин из Франции отправляют ценные артефакты в качестве необходимого доброго жеста за боль колониальной эпохи, а между тем Африка в целом выскальзывает из под влияния Парижа: сокращается военный контингент в Сахеле, ухудшились отношения Пятой республики с Мали после того, как в этой стране произошли военные перевороты. Макронне не наладил связей с новыми властями, а в прессе уже тут как тут распространились слухи о возможном вводе в Мали сил российских ЧВК.
Помимо того что Макрон плох «за кулисами», он не умеет вести переговоры с позиции силы и ему сложно что-либо выбивать на внешнеполитической арене. Ситуация в Африке была хорошей иллюстрацией этого: после антифранцузских протестов накануне одного из саммитов G5 Sahel Макрон прямо сказал, что если африканцы не хотят присутствия французов в регионе, то они выведут войска. К сожалению, это напоминает скорее истерику, нежели серьезный подход. Против французского президента явно играет его репутация слабовольного политика.
С внутриполитическим курсом у Макрона все гораздо более гладко: он отлично умеет занять грамотную центристскую позицию, избегая популизма. Но за итоги президентства на внешнеполитической арене его наверняка будут критиковать еще не раз в преддверии выборов президента 2022 года.
комментарии(0)