На фото премьер-министр Судана Абдалла Хамдук. Фото Reuters
В Судан со вторым за несколько недель визитом отправляется специальный посланник США по странам Африканского Рога Джеффри Фелтман. Поездка будет проходить в условиях растущей неопределенности по поводу будущего переходных органов власти, которые пришли на смену свергнутому в 2019 году президенту Омару Баширу. Противоречия между военным и гражданским блоками временного руководства страны заметно обострились, а влияние внешних игроков – возросло. Этим обеспокоена и российская сторона, которая давно договорилась с Хартумом о создании пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМФ РФ на побережье Красного моря.
О том, что американский дипломат должен в ближайшее посетить Судан из-за «обострения опаснейшего кризиса», сообщил портал Axios. Эта неделя началась для Хартума с ожесточенных столкновений между участниками протестов против политики кабинета министров во главе с Абдаллой Хамдуком и полицией. Правоохранителям пришлось выставлять кордоны безопасности, чтобы не допустить штурма правительственных учреждений, а также применить слезоточивый газ. Это не первый случай, когда манифестанты, лояльные армейскому руководству, проводят акции в столице. Причиной становится растущее недовольство правительством, которое представляет собой гражданское крыло переходных властей.
Как констатировал Хамдук, катализатором усиления разногласий и внутриправительственных интриг стала произошедшая в конце сентября попытка госпереворота. Согласно сообщениям канала Al-Arabiya, группа офицеров попыталась узурпировать власть. Заговорщики-танкисты, которых называют сторонниками радикальной организации «Братья-мусульмане» (запрещена в РФ), заручились поддержкой военнослужащих из десантных и инженерных войск. Путч удалось подавить без большого кровопролития.
После этого Фелтман сразу отправился в Хартум, чтобы подчеркнуть «приверженность США продолжающейся в Судане политической трансформации». Он провел переговоры с Хамдуком, правительством, главой Суверенного совета Абдель Фаттахом аль-Бурханом, членами совета и другими политиками. В ходе встреч дипломат выразил готовность «продолжить оказание политической и экономической поддержки в то время, как в Судане идет переходный процесс», однако отметил, что эта поддержка зависит исключительно от соблюдения Суданом порядка транзита, согласованного после падения Башира. «Невыполнение ключевых положений поставит под угрозу двусторонние отношения с США», – подчеркивали в Госдепе.
Однако баланс между различными фракциями пока что выстроить не удалось. Неделей ранее кабинет министров обнародовал «дорожную карту» по снижению растущей напряженности между гражданским правительством и армейскими структурами. Эта инициатива не убедила сторонников военного крыла. Ситуация, как говорят опрошенные Axios эксперты, усугубляется тем, что Египет углубляет взаимодействие с армейским командованием, в то время как Эмираты и Саудовская Аравия – на Силы быстрой поддержки, влиятельную военную группировку.
На днях глава МИД России Сергей Лавров заметил, что в ситуации в Судане виноваты США и ряд внешних игроков, которые «решили, что суданцам будет лучше, если они станут жить в двух разных государствах». «Началось очередное внешнее вмешательство, навязывались подходы к тому, как суданцы должны выстраивать у себя демократию в ее западном понимании, шоковые реформы, чтобы по западным же лекалам наладить экономическую жизнь, – отметил министр. – К сожалению, реакция на все это была обратной ожидавшейся». По его словам, ухудшилось экономическое положение, расцвели безработица и коррупция.
Переживания Москвы понятны. С Хартумом у нее заключены договоренности о строительстве объекта ВМФ на Красном море, которые в западной прессе нередко интерпретируют как «соглашение о создании военной базы». Как проинформировал 22 сентября замглавы МИД Судана Мохаммад Шариф, процесс реализации соглашения тормозят внутренние обстоятельства. «Российская сторона предприняла все необходимые меры, – сказал он. – Но у нас в Судане еще не до конца сформированы законодательные органы с достаточными полномочиями для того, чтобы утвердить такое соглашение». Он отметил: нужно, чтобы высший законодательный совет утвердил документ. «Этот вопрос будет скоординирован между военными наших стран», – добавил Шариф. Не исключено, что турбулентная ситуация, которая разрастается на фоне противоречий между различными фракциями переходного руководства страны, только увеличивает риски вокруг реализации соглашения о строительстве ПМТО ВМФ РФ в Порт-Судане, который мог бы дать российской стороне плацдарм на Красном море.
С этим объяснением не согласен эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов. «Думаю, речь идет не о влиянии каких-то беспорядков и противоречий между транзитными властями, а о том, какие условия Россия все-таки может выполнить, – отметил аналитик в разговоре с «НГ». – Если российская сторона будет готова инвестировать в экономику Судана и предоставить стране кредиты, то, думаю, ситуация разрешится. Мне кажется, вопрос именно в этом, а не в подходах, которые практикует транзитное руководство».
комментарии(0)