Фото freepik.com
Дублин обвинил в понедельник Лондон в «смещении игрового поля» на переговорах по урегулированию торговых проблем брекзита, после того как главный переговорщик от Британии Дэвид Фрост потребовал пересмотра протоколов по Северной Ирландии. Осенью возобновились дискуссии Лондона о торговых соглашениях с Брюсселем. Они сопровождаются громкими заявлениями в связи с тем, что британцы неохотно выдают лицензии на рыболовство французам, и действиями Парижа по сдерживанию нелегальной миграции в Британию.
«ЕС пытается решить проблемы, Великобритания отвергает решения еще до того, как они будут опубликованы, и просит большего»,– сетует министр иностранных дел Ирландии Саймон Ковни. Он подчеркнул, что рано или поздно Лондон все-таки дойдет до той точки, когда Брюссель отступать уже не сможет.
Протокол по Северной Ирландии, который требует пересмотреть Лондон, Дублин вполне устраивает. Ранее вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович отметил, что на этой неделе ЕС внесет свои предложения. Лондон ведет себя активно, если не сказать нагло. Даунинг-стрит настаивает, чтобы касательно протокола велись новые полноценные переговоры, и в противном случае грозится прекратить выполнять его в одностороннем порядке.
И все-таки Брюссель на уступки пока идет, невзирая на жалобы Ковни. Пока ЕС колеблется, но, когда грань для предоставления новых послаблений будет пройдена, он станет тверже стоять на своем. Напомним: чтобы не нарушать Соглашение Страстной пятницы, согласно которому между Ирландией и Северной Ирландией фактической границы быть не должно, ЕС и Британия договорились осуществлять таможенный контроль в Ирландском море.
«Британии продлили переходные периоды на три месяца на наиболее важные товары – продовольствие и лекарства, ведутся разговоры и о других категориях. Предполагается, что пунктом их назначения будет Северная Ирландия, однако на практике проверить это сложно. Но при этом ЕС подчеркивает, что уступки все-таки несут временный характер, и настаивает, что не готов пересматривать протокол на постоянной основе, а лишь будет принимать гибкие оперативные решения», – поясняет руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина.
В разговоре с «НГ» эксперт отметила, что британское руководство было поставлено в сложную ситуацию соглашением по брекзиту. Фрост открыто признал, что Даунинг-стрит просчитался, заключая его, поскольку из-за необходимости оформления дополнительной документации многие поставщики перестали перевозить товары в Северную Ирландию.
«Таков итог соглашения, которое было нужно Борису Джонсону в 2019 году во что бы то ни стало. Вместе с тем юнионисты протоколом по Северной Ирландии, конечно, недовольны. Ирландию же он вполне устраивает, с учетом того что она станет главным бенефициаром Фонда брекзита в размере 5 млрд евро наравне с Нидерландами. Он был создан в рамках нового бюджета ЕС», – рассуждает Бабынина.
Попутно жаркие дискуссии британцы ведут с французами, которые куда меньше готовы к уступкам, нежели Брюссель. Так, министр внутренних дел Великобритании Прити Патель в начале осени заявила, что если Пятая республика не обуздает поток мигрантов на Туманный Альбион через Ла-Манш, то Лондон отменит финансирование на более чем 60 млн евро для укрепления прибрежной зоны и увеличения французской охраны.
Но и Париж считает, что Лондон выполняет свои обязательства не должным образом. Так, из 47 заявок французов на вылов рыбы небольшими судами в территориальных водах Британии Лондоном было удовлетворено лишь 12. Премьер-министр Франции Жан Кастекс заявил, что британцы попросту не уважают договоренности. В то же время Фрост утверждает, что 98% общего числа заявок, сделанных рыболовами из ЕС, удовлетворено.
Париж настроен достаточно серьезно, хотя в отличие от ЕС французы могут играть на публику в попытке удовлетворить электорат. Но заявления представителей Пятой республики вполне воинственны: французы угрожают отрезать островного соседа от энергоносителей. Это могло бы иметь жестокие последствия, поскольку 47% импорта электроэнергии в Британию поступает через Францию. Пока правительству Бориса Джонсона удается избежать подобных эксцессов, однако исключать их нельзя, поскольку дискуссионных вопросов после брекзита практически не убавилось.
комментарии(0)