Байден указал ответственного за санкции. Фото Reuters
Новый, важный в том числе для России, чиновник появляется в Госдепартаменте. Президент США Джозеф Байден выдвинул Джеймса О’Брайена на пост координатора американской санкционной политики. В его функции будут входить все вопросы, связанные с составлением и согласованием черных списков Белого дома. О’Брайен работал в командах президентов Барака Обамы и Билла Клинтона. Он не пользуется репутацией критика Кремля. Скорее О’Брайен – высококвалифицированный исполнитель с опытом закулисных переговоров, чем чиновник с собственной политической позицией.
Идея создать куратора всех вопросов, связанных с введением санкций, принадлежит Обаме. Собственно, при нем в Госдепе и появилась та должность, которую, по мысли Байдена, должен занять О’Брайен. Она существовала с 2013 по 2017 год.
Тогда ее занимал Дэниел Фрид – кадровый дипломат, специализирующийся на делах Европы и Евразии. В его послужном списке – работа послом США в Польше, кураторство отношений с Россией по линии НАТО. В бытность координатором американской санкционной политики именно Фрид вел работу по подготовке санкций против РФ из-за событий 2014 года, связанных с Украиной. Он неоднократно выражал публичную поддержку официальному Киеву, даже инициировал соответствующие мероприятия – круглые столы и форумы.
Свой пост он покинул со сменой президента. Госсекретарь Рекс Тиллерсон распорядился ликвидировать должность координатора санкционной политики. Вопросы, связанные с составлением черных списков и применением мер воздействия на те или иные страны, тогдашний президент Дональд Трамп хотел в максимальной степени оставить за собой. Вернуть в Госдеп должность координатора санкционной политики ему пришлось только под занавес своего правления, и то под давлением Конгресса. Это решение стало частью компромисса, вылившегося в принятие закона о консолидированных ассигнованиях на меры по преодолению последствий пандемии.
Тем не менее заполнить вакансию координатора санкционной политики Байден не спешил: видимо, не мог подобрать подходящую кандидатуру. В прессе высказывались разные предположения о том, кто может занять этот пост. Например, некоторые эксперты считали, что президент США может выбрать какого-нибудь жесткого критика Кремля – например, бывшего посла Соединенных Штатов в России Майкла Макфола. Однако выбор Байдена оказался куда умереннее.
О’Брайен в каком-то смысле антипод Фрида. Он нечасто общается с прессой, не раздает интервью с политическими оценками и не специализировался на российской тематике. Вместе с тем кандидат Байдена имеет солидный юридический, а не только дипломатический опыт. Кроме того, О’Брайен в отличие от Фрида может быть назван скорее выходцем из команды Клинтона, нежели Обамы. Его серьезный карьерный взлет в Госдепартаменте произошел в 1990-х, особенно в конце десятилетия, когда американскую дипломатию возглавляла Мадлен Олбрайт. В то время О’Брайен курировал Балканы. Он – один из авторов Дейтонских соглашений 1995 года, положивших конец Боснийской войне. О’Брайен также имел непосредственное отношение к вопросам, связанным с созданием Трибунала по бывшей Югославии.
А в администрации Обамы в его ведении находилась самая щекотливая область американской внешней политики – переговоры по освобождению американских граждан, взятых в заложники или несправедливо, с точки зрения США, осужденных в других странах. Немаловажный для сегодняшней американской администрации штрих к портрету О’Брайена: он имеет опыт переговоров с Китаем. В частности, в Госдепе ему приходилось заниматься вопросами сотрудничества с КНР в сфере охраны интеллектуальной собственности. В целом же в отличие от Фрида О’Брайен – фигура гораздо более непубличная и к тому же обладающая богатым опытом закулисной дипломатии и сложных, неафишируемых переговоров.
Все это может сыграть не только за, но и против этой кандидатуры при утверждении в Сенате Конгресса США. О’Брайен и малоизвестен, и приходит на должность не с поста госчиновника. В последнее время он работал в крупной консалтинговой компании – то есть находился на своего рода почетной пенсии.
Директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта при МГУ им. М.В. Ломоносова Юрий Рогулев в беседе с «НГ» предположил, что, учитывая нынешнее жесткое противостояние республиканцев и демократов, имеющих равенство голосов в Сенате, проблемы с утверждением любой, даже малозначительной должности вполне возможны. «Координатор санкционной политики – это как раз такой пост, по поводу которого конфликт может возникнуть на ровном месте. Все-таки такого рода чиновник – в первую очередь исполнитель, поэтому с ним не связывают особых надежд и расчетов. Если говорить об американской системе власти, то в ней внешнеполитическую линию определяет президент, его помощник по национальной безопасности и госсекретарь. Сейчас все эти три человека – Байден, Джейк Салливан и Энтони Блинкен – люди одной команды, они много лет друг друга знают. О’Брайен скорее всего не будет такой уж большой роли играть», – считает Рогулев.
комментарии(0)