Фото Reuters
Министерство экономики и планирования Кубы обнародовало сенсационный декрет. Впервые за 60 лет сразу 32 предприятия получили право на ведение частного бизнеса. Их сфера деятельности в основном охватывает пищевую и обрабатывающую промышленность. Численность каждого предприятия не должна превышать 100 человек. Таким способом власти надеются оживить экономику, пребывающую в глубокой стагнации.
Это поистине эпохальное решение, принятое властями после массовых протестов, охвативших остров в июле. Обозреватель издающейся в Майами газеты Nuevo Herald Андрес Оппенгеймер отмечает, что в 1958 году ВВП на душу населения на Кубе составлял 331 долл., в Коста-Рике и Южной Корее по 100 долл. Теперь на Кубе этот показатель равен 5,4 тыс. долл., в Коста-Рике – 9,4 тыс., в Южной Корее – 22,8 тыс. Он назвал три главных достижения страны – образование, здравоохранение и чувство национального достоинства. А вот и три главных провала – завтрак, обед и ужин.
В авангарде летних протестов шла молодежь, родившаяся после триумфа революции. К ней присоединились лица разных возрастов, в том числе старики и дети. Кубинцы выражали недовольство своим материальным положением, усугубившимся пандемией. Они заполонили улицы городов и поселков с требованиями кардинально изменить старые порядки. Власти мгновенно отреагировали на ситуацию. Рауль Кастро, сдавший полномочия, встретился с президентом Мигелем Диасом-Канелем и обсудил сложившееся положение.
Сначала власти прибегли к традиционным репрессиям. Но вот теперь они приняли фундаментальное решение. Ранее мало кто на Кубе вникал в ситуацию в экономике, предприятия работали вполсилы, производительность труда была крайне низкой. Даже вождь революции, всеми обожаемый Фидель, как-то откровенно признался американскому корреспонденту: «Наша модель не работает».
Тревогу забила молодежная газета Juventud Rebelde. Она опубликовала статью, в которой подвергалась уничижительной критике цензура – это «болезненное, маниакальное явление, преследующее ложную цель защитить имидж страны». На самом деле чиновники преследуют корыстную цель – сохранить привилегии, место, должность. Газета подчеркивает, что из-за их близорукости создавалось впечатление, что на Кубе все хорошо. Но пагубность состоит в том, что чиновники выдают желаемое за действительное. В качестве примеров приводятся их длительное сопротивление признать наличие в стране язв коррупции, а также замалчивание, двойная мораль, конформизм.
Вслед за этим центральный орган партии газета Granma опубликовала не менее сенсационную статью, в которой затрагивалась тема халтуры, обмана и надувательства. Издание подчеркивало: «На место изгнанного хозяина поставили администратора-лентяя, ни во что не вникающего. Этот халтурщик не собирался отстаивать чьи-либо интересы, поскольку получал гарантированную заработную плату». Пусть никто не думает, что это и есть социализм, утверждает Granma.
Принимая во внимание, что в условиях коммунистических режимов ничего просто так не делается, немыслимо появление подобных критических материалов без санкций с самого верха. Все это очень похоже на артподготовку или пристрелку к намечаемым сдвигам.
Хотя справедливости ради заметим, что нынешний декрет можно было принять гораздо раньше. Ведь почву для этого уже подготовил Рауль Кастро.
Когда в феврале 2008 года сессия Национальной ассамблеи народной власти избрала на высшие государственные должности 76-летнего Рауля, поначалу казалось, что на Кубе не произойдет особых изменений. Однако вопреки прогнозам постепенно появились признаки начала перемен.
Рауль Кастро сформулировал два принципиальных положения. Во-первых, не «следует ссылаться на экономическое эмбарго в качестве причины, умалчивающей собственные ошибки». Во-вторых, существует слишком много запретов, приносящих больше вреда, чем пользы. Надо от них избавляться.
Кубинцам разрешили замену холодильников на агрегаты китайского производства. Они предоставлялись в рассрочку на условиях льготного кредита. Были сняты запреты на пользование мобильными телефонами. Индивидуальным крестьянским хозяйствам выделялись пустующие и залежные участки размером до 5 га в безвозмездное пользование, правда без права продажи или передачи в наследство. Эта мера преследовала цель увеличить поставки на свободный рынок овощей, фруктов, кофе и табака; снизить цену на продукты; поднять покупательную способность граждан; уменьшить зависимость от импорта и сэкономить свободно конвертируемую валюту.
Вслед за этим появился декрет, упрощавший оформление в собственность жилья лицам, нанимавшим его на протяжении 20 лет. Позднее повысили на 20% пенсию по старости, и право на нее получили лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
Комментируя подобные инициативы руководства Кубы, директор Института кубинских и кубино-американских исследований Университета Майами Хайме Сучилики назвал происходящее переналадкой механизма, а не перестройкой. Он не ждал фундаментальных подвижек на острове. Но признал, что «дверь слегка приоткрылась».
Вот теперь она открылась шире. Интересно, к чему это приведет.
комментарии(0)