0
5818
Газета В мире Печатная версия

04.10.2021 20:33:00

Индия готовится воевать на двух фронтах

Пекин и Дели усиливают боевые группировки в Гималаях

Тэги: индия, китай, конфликт, территория, гималаи, пакистан


индия, китай, конфликт, территория, гималаи, пакистан Китайцы несут вахту на границе с Индией и днем и ночью. Кадр из видео с канала SCMP на YouТube

Командующий сухопутными войсками Индии генерал Манодж Нараване заявил, что Китай значительно увеличил воинский контингент вдоль границы длиной 3,5 тыс. км, и это вынуждает Дели принять ответные шаги. В Гималаи переброшены современные вооружения. Ранее представитель МИД КНР сказала, что индийские солдаты незаконно проникают на китайскую территорию. Дели это опроверг. Эксперты связывают вспышку полемики с событиями в Афганистане, ухудшившими стратегическое положение Индии. В Дели опасаются, что Пакистан, близкий партнер Пекина, окажет ему поддержку в конфликтной ситуации.

Положение на линии контроля, заменяющей границу между двумя великими азиатскими державами, обострилось после жестокой схватки в долине реки Галван в индийском районе Ладакх в июне прошлого года.

Как передает агентство AFP, два самых многонаселенных государства мира направили в Гималаи подкрепления численностью в десятки тысяч солдат. «Мы сильны, мы готовы к любым неожиданностям», – утверждает Нараване.

А несколькими днями ранее представитель МИД Китая Хуа Чуньин сказала, что индийские солдаты незаконно проникают на китайскую территорию. Дели заявил, что ничего подобного не происходит. Противостояние высоко в горах развертывается на фоне сдвигов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которые Пекин увязывает с враждебными происками США. Это, во-первых, попытка «вставить зубы» Quad – группировке четырех держав в составе США, Японии, Австралии и Индии, которая до сих пор больше походила на бумажного тигра.

Стремясь крепче втянуть в свои планы Индию, которая ранее отказывалась категорически присоединяться к военным блокам, президент США Джозеф Байден провел в Вашингтоне встречу лидеров «четверки». Впрочем, потенциально еще большее воздействие на расстановку сил в регионе может оказать новый блок AUKUS (см. «НГ» от 04.10.21). Сунь Вэйдун, посол Китая в Дели, высказался на сей счет без обиняков. Не очень считаясь с дипломатическим протоколом, он посоветовал Индии придерживаться «стратегической автономии», а не вступать в альянсы, направленные против соседей.

Если бы дело ограничивалось дипломатическими уколами и тирадами в интернете, то это вряд ли кого-нибудь, кроме комментаторов и экспертов, могло взволновать. Но ведь в Гималаях смотрят друг на друга сквозь прорези прицелов люди, готовые вступить в настоящую, а не словесную схватку. Что касается Индии, то, по сведениям New York Times, Дели считает ситуацию настолько серьезной, что вынужден был перебросить в горы многие части, которые ранее дислоцировались вдоль чрезвычайно нестабильной границы с Пакистаном.

Индийская армия должна исходить из возможности начала войны на двух фронтах. Даже если полномасштабная война маловероятна, длительная конфронтация наверняка финансово обескровит Индию, признают индийские чиновники. Пандемия вынуждает Дели экономить средства, необходимые для модернизации армии. Правда, у индийцев лучше выучка и опыт ведения боевых действий высоко в горах. Но китайская армия обладает лучшей техникой и ее щедрее финансируют. К тому же Китай делает большие инвестиции в Южной Азии, чтобы подорвать влияние Индии.

И тут Пакистану отводится особая роль. По существу, он выступает как младший неформальный союзник Китая. Победа «Талибана» (запрещен в России) вызвала у индийского истеблишмента ощущение, что Индия лишилась в лице Афганистана естественного союзника и оказалась в регионе в состоянии, близком к изоляции. В то же время Дели не желает и даже не может, в силу царящих в обществе антикитайских и антипакистанских настроений, идти на малейшие уступки Пекину. Война на двух фронтах, сколь бы немыслимой в ядерный век она ни казалась, остается доктриной, которой привержены индийские вооруженные силы.

В беседе с «НГ» профессор МГИМО Сергей Лунев отметил: «Война между Индией и Китаем вряд ли возможна. Это не нужно ни одной из сторон. Но индийские военные не могут простить Китаю поражения в войне 1962 года. В период, когда мир был биполярным, у индийских военных была концепция полутора войн: одновременно быть готовыми к войне с Китаем и Пакистаном. С Пакистаном имелась в виду как бы ½ войны, а с Китаем – полная. А теперь возможны две войны. Поскольку у Пакистана появилось ядерное оружие, с ним придется вести полноценную войну. Такова официальная доктрина».

Что касается пакистано-китайских отношений, то они очень крепкие, убежден эксперт. В частности, Пекин оказал полную поддержку ядерной программе Исламабада, поставлял компоненты для ядерного оружия, техническую помощь, строил в Пакистане заводы по производству ракет. «Тем не менее военная доктрина Пакистана носит оборонительный характер. Не думаю, что он может вмешаться в индо-китайский конфликт», – полагает Лунев. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Моди устоял после выборов в двух штатах Индии

Моди устоял после выборов в двух штатах Индии

Владимир Скосырев

Оппозиция бросает вызов правящей партии

0
1318
Пашинян борется с Декларацией о независимости

Пашинян борется с Декларацией о независимости

Игорь Селезнёв

Премьер Армении считает, что документ создает повод для продолжения конфликта с Азербайджаном

0
1240
Российско-китайский договор – царское дело

Российско-китайский договор – царское дело

Владимир Скосырев

Секретный союз об обороне был заключен в Москве в 1896 году

0
1077
В Центральной Азии исламисты начинают "антикитайский джихад"

В Центральной Азии исламисты начинают "антикитайский джихад"

Андрей Серенко

Атаки экстремистов связывают с политикой КНР в отношении населения Синьцзян-Уйгурского автономного района

0
1590

Другие новости