Французские авиастроители были бы не против послаблений в пошлинах. Фото Reuters
В среду в Питтсбурге началась первая двухдневная встреча представителей Евросоюза и Соединенных Штатов в рамках образованного в этом году Совета по торговле и технологиям. Стороны формально планируют утвердить основы для технологического сотрудничества. Однако на практике речь пойдет о более животрепещущих вопросах – снижении пошлин на алюминий, сталь и продукцию авиастроения, а также об угрозе со стороны Китая, которую Вашингтон попытается обрисовать для Брюсселя как можно ярче.
Во встрече участвуют такие высокопоставленные лица, как госсекретарь США Энтони Блинкен, министр торговли США Джина Раймондо, торговый представитель США Кэтрин Тай, еврокомиссар по торговле Валдис Домбровскис и заместитель главы Еврокомиссии по созданию Европы цифровой эпохи Маргрет Вестагер. Они заранее оповестили о намерении сделать важное заявление о технологическом сотрудничестве.
Хотя участников журналисты расспрашивали об обсуждении Китая, но ничего конкретного об этом сказано не было. Тем не менее повестка о «злоупотреблениях технологиями в ущерб правам человека и безопасности» говорит сама за себя. Значит, речь неизбежно пойдет о Китае и России, рассуждает Wall Street Journal.
При этом США в ряде областей отстают от Поднебесной. Так, Раймондо буквально перед встречей заявила, что США в поисках дешевой рабочей силы пропустили вперед себя Китай в сфере производства полупроводников и микросхем.
Мероприятие, состав участников которого был утвержден еще в июне, едва не было сорвано скандалом, связанным с созданием альянса AUKUS (Австралия, Британия, США), и последующим недовольством Франции, которая угрожала отменить встречу. Тем не менее, как и ожидалось, Париж порывать с западными партнерами все-таки не будет. При этом один из ключевых вопросов – не предоставит ли Вашингтон некую компенсацию Парижу?
«В целом, думаю, эта тактика будет уместна с учетом того, что в ходе разговора Эмманюэля Макрона и Джозефа Байдена, инициированного последним, Вашингтон признал свою неправоту и то, что необходимо было проконсультироваться. Звучали даже приятные для французского президента формулировки об обретении Евросоюзом большей самостоятельности. По непринципиальным вопросам Парижу будут даны бонусы. Но скорее всего они не будут касаться торговой политики»,– сказал «НГ» ведущий научный сотрудник Отдела социальных и политических исследований Института Европы РАН Сергей Федоров. Эксперт пояснил, что в прессе уже имеются сведения о том, что французам могут быть предоставлены возможности для поставок военной техники в Австралию на сумму 6,8 млрд долл.
В сфере непосредственно торговли уступки – больная тема для американцев. Война пошлин, начатая предшественником Байдена Дональдом Трампом, конечно, не будет разгораться. Но нельзя сказать, что ее последствия преодолены. Пошлины на импорт черных металлов в США все еще высоки. Европейцы же установили высокие пошлины на американский виски и мотоциклы. Производители в итоге пострадали от политических разборок союзников.
Вероятно, одной из ключевых тем станет и регулирование сферы авиастроения, поскольку американская Boeing и французская Airbus являются гигантами-конкурентами. Однако здесь преференций от американцев ждать не приходится тем более.
«Boeing вообще находится в тяжелой ситуации и несет убытки после провала самолета Boeing 737 MAX, в котором имелись проблемы с конструкцией и программным обеспечением. Поэтому здесь Вашингтон постарается защитить своего производителя», – рассуждает директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта при МГУ им. М.В. Ломоносова Юрий Рогулев.
Но и в целом послабления крупными не будут. Раймондо в своем заявлении перед встречей призвала поддерживать американских производителей полупроводников. Символично, что встреча проходит в Питтсбурге, штат Пенсильвания, где развита металлургия. Ее Вашингтон пока тоже продолжает оберегать от европейских и южноамериканских конкурентов.
«Если посмотреть шире, то даже со своим ближайшим европейским союзником – Британией Соединенные Штаты до сих пор так и не заключили соглашения о свободной торговле, которое обещал избирателям Борис Джонсон. Так почему они должны делать уступки ЕС?» – говорит Рогулев «НГ».
комментарии(0)