Графика freepik.com
Администрация президента США Джозефа Байдена одобрила договоренности между Иорданией и Сирией о возобновлении прерванного с 2012 года пассажирского авиасообщения. Амман объявил, что намерен реанимировать в полном объеме транспортные связи с соседом. Хашимитское королевство не скрывает, что приложило дипломатические усилия для того, чтобы добиться исключительного права экономически сотрудничать с Арабской Республикой. Американское руководство уже подверглось критике за послабления в отношении Дамаска.
О разморозке транзита между ближневосточными странами положительно высказался Госдепартамент. «Что касается пассажирских авиаперевозок и Иордании, то мы, конечно, приветствуем это заявление», – заявила заместитель руководителя пресс-службы дипведомства Джалина Портер, выступая на регулярном брифинге.
Однако от уточняющего вопроса, почему Вашингтон пошел на одобрение этих мер, она уклонилась. В отношении официального Дамаска сохраняется режим жестких рестрикций. Законодательной базой для запрета разного рода взаимодействия с руководством страны во главе с президентом Башаром Асадом является введенный в 2020 году американский «Закон Цезаря».
Решение восстановить прерванные почти 10 лет назад регулярные пассажирские авиарейсы в Сирию было принято на днях по итогам визита в Амман правительственной делегации из Дамаска. В ее состав вошли министры экономики, электроэнергетики, водных ресурсов и сельского хозяйства. По данным иорданского издания «Аль-Мамляка», зарегистрированная в Хашимитском королевстве авиакомпания Royal Jordanian Airlines намерена приступить к выполнению пассажирских рейсов между странами начиная с 3 октября этого года. Решение можно считать историческим: полеты в Дамаск и Алеппо были прекращены в июле 2012 года после того, как антиправительственное движение в Сирии в 2011 году столкнулось с жестким подавлением.
Более того, 29 сентября Амман разблокировал контрольно-пропускной пункт (КПП) Насиб-Джабер на границе с Сирией. Договоренность о восстановлении его работы была достигнута еще 27 июля между главой МВД королевства Мазеном Фарайей и его сирийским коллегой Мухаммедом Халедом Рахмоном. Отмечалось, что совместный шаг будет иметь стратегическое значение для двух ближневосточных государств, что он ответит обоюдным экономическим интересам и принесет общую выгоду. Однако реализация соглашения по поводу наземной границы в итоге была отложена из-за всплеска насилия в соседней сирийской провинции Дераа, которая стала ареной борьбы между правительственными силами и оппозиционными формированиями.
На КПП Насиб-Джабер «будут приняты соответствующие меры по обеспечению безопасности и соблюдению санитарно-профилактических норм», пообещала иорданская сторона. Фарайя подчеркивал, что «правительство королевства приняло решение возобновить в полном объеме транспортное сообщение с Сирией с целью активизации связей в сфере торговли и туризма между двумя братскими странами». Однако это не единственный повод реанимировать движение транспорта, если брать во внимание широко обсуждаемый план по транспортировке газа из Египта в Ливан. Иорданская и сирийская стороны должны стать важными элементами в этом проекте, который также получил одобрение администрации Байдена (см. «НГ» за 06.09.21).
Никакой боязни американских санкций в Аммане нет. Как пояснил министр транспорта Иордании Ваджих Азейза, его страна «предприняла дипломатические усилия с целью предоставления королевству исключительного права возобновить торговлю с Сирией». Вероятно, были обсуждения на высшем уровне. «Это было сделано с тем, чтобы иорданские компании не подверглись рестрикциям», – подчеркнул министр. Соответствующие послабления уже были сделаны администрацией Байдена Ливану, от взаимодействия с которым напрямую зависит экономическая стабильность Сирии. В начале этого месяца Дамаск посетила ливанская делегация во главе с и.о. вице-премьера, министра обороны и иностранных дел Зейной Акар.
Американское общественное мнение оказалась не в восторге от уступок Вашингтона Дамаску. «Возникает вопрос, запомнятся ли иорданские шаги по нормализации торговли и транзита между Сирией и Иорданией как переломный момент, когда «Закон Цезаря» и усилия США по сохранению международного консенсуса против релегитимации Асада стали беззубыми», – написал в Twitter эксперт Института стратегии и политики Ньюлайнса Николас Герас. Бывший спецпосланник по Сирии в предыдущей администрации президента США Джоэл Рейберн, в свою очередь, выразил уверенность, что граница станет местом активности контрабандистов, а Амман не сможет получить значительную выгоду от экспорта на сирийский рынок из-за нелегальной торговли.
Комментируя «НГ» сирийско-иорданское взаимодействие, военный эксперт Юрий Лямин заметил, что, с одной стороны, для Дамаска в нынешней ситуации будет полезно любое улучшение экономических связей с соседями, потому что ситуация в Арабской Республике в этой сфере по-прежнему достаточно тяжелая. «С другой стороны, слишком многого тут тоже ждать не приходится, – рассуждает аналитик. – Доля Иордании во внешней торговле Сирии и до начала войны была не очень велика, а сейчас против Сирии действуют жесткие американские санкции, которые сильно мешают развитию экономических связей с ключевыми секторами сирийской экономики».
При этом исследователь не исключает, что санкционные послабления администрация Байдена могла бы сделать и в том, что касается экономического взаимодействия между Сирией и Ираном, одним из основных союзников Арабской Республики. «Потенциально ситуация может измениться в случае, если США с Ираном договорятся по поводу возврата в Совместный всеобъемлющий план действий (иранскую «ядерную сделку». – «НГ»), что может способствовать дальнейшим переговорам по стабилизации ситуации в регионе», – пояснил он. Однако обстановка вокруг возможного возобновления переговоров по ядерной проблематике и уж тем более вокруг какого-либо прогресса остается неясной, заключил Лямин.
комментарии(0)