Кириакос Мицотакис и Эмманюэль Макрон решили отвечать на геополитические вызовы вместе. Фото Reuters
Франция заключила масштабный контракт на поставку нескольких фрегатов Греции, который обещает изменить расстановку сил в Восточном Средиземноморье. Как пояснил на совместной с премьер-министром Кириакосом Мицотакисом пресс-конференции в Париже президент Эмманюэль Макрон, сделка является ответом на изменение геополитической ситуации в регионе, в обострении которой обе страны нередко винят турецкое руководство. Впрочем, для французской стороны договор имеет и другое, более широкое значение в свете недавней потери оборонного контракта с Австралией. В экспертной среде указывают на особую логику сближения двух стран.
Заключение сделки по фрегатам стало наиболее ожидаемым итогом визита греческой делегации во Францию. Выступая вместе с Мицотакисом на общей пресс-конференции, Макрон заявил, что подписание контракта подчеркивает «доверие и приверженность качеству французского предложения». «То, что мы заключили, – это структурирующее партнерство, которое продиктовано геополитической ситуацией в Средиземноморье», – обратил внимание президент Пятой республики.
Речь идет о фрегатах Belharra с опционом на четвертый. Их создание будет поручено французской судостроительной корпорации Naval Group, которая недавно потеряла контракт на продажу Австралии субмарин на сумму около 50 млрд евро.
Макрон назвал сделку с греками, стоимость которой, по неофициальным данным, может достигать от 3 до 5 млрд евро, «первым шагом на пути к стратегической автономии Европы». Положительным сторонам этой концепции, которая предполагает увеличение субъектности Евросоюза в международных отношениях, была посвящена недавняя речь Мицотакиса на 76-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. Глава греческого правительства в ходе этого выступления обратил внимание на недавнее соглашение о партнерстве в сфере безопасности (AUKUS) между США, Великобританией и Австралией как на лишний аргумент в пользу того, что европейцы должны иметь желание и возможность действовать самостоятельно, без оглядки на Вашингтон.
Укрепление оборонных связей с Грецией рассматривается аналитиками как демонстративный ответ Франции на формирование AUKUS. Именно этот альянс сделал Париж основной проигравшей стороной, потому что, согласно договоренностям, Австралия должна построить как минимум восемь атомных подводных лодок по американской технологии, а также переоснастить свои вооруженные силы (ВС) крылатыми ракетами американского производства. Французский производитель в рамках этого блока оказался неделикатно отодвинут в сторону. Неслучайно на пресс-конференции Макрон заметил, что «австралийское соглашение не меняет стратегии Франции в Индо-Тихоокеанском пространстве». «У нас много партнеров в данном регионе», – подчеркнул он.
Важный фактор, подтолкнувший Афины и Париж к укреплению оборонных связей, – это турецкая политика в Восточном Средиземноморье, которая в минувшем году не раз приводила к достаточно серьезным обострениям. Французская сторона демонстрировала Греции безусловную поддержку на фоне этих инцидентов в некоторых районах, которые представляют собой предмет территориальных споров между средиземноморскими игроками. В последние месяцы греческие официальные лица признавали, что градус напряженности с турками заметно снизился. Кроме того, Анкара предприняла попытки нормализовать отношения с такими региональными державами, как Египет и Израиль. Однако поводов доверять Турции у греков мало.
Как обращает внимание влиятельное греческое издание «Катимерини», важным моментом в интенсификации оборонных контактов между Афинами и Парижем могли стать и политические перемены в Германии. Ожидаемый уход с поста канцлера Ангелы Меркель, считает газета, может подогреть амбиции Макрона и подстегнуть его к более активной борьбе за неформальное лидерство на европейском уровне. По оценкам «Катимерини», сама же сделка между греками и французами может качественно изменить баланс сил в Восточном Средиземноморье.
В разговоре с «НГ» политолог, сооснователь аналитического проекта Geopolitical Cyprus Иоаннис Иоанну пояснил, что франко-греческое сотрудничество преследует две конкретные стратегические цели. «Первая, конечно же, – это расширение восточносредиземноморской подсистемы», – обратил внимание аналитик. По его словам, второй элемент – это существующий в рамках ЕС и Восточного Средиземноморья подход в отношении европейской интеграции и в области оборонного потенциала: сотрудничать за пределами НАТО, но не отказываться от этого альянса.
Исследователь не сомневается, какая реакция на новый шаг в рамках франко-греческого сотрудничества последует из Анкары. «Ответит ли Турция? Несомненно, – заявил Иоанну. – Она уже строит истребитель пятого поколения (речь идет о проекте самолета TF-X, который курирует компания Turkish Aerospace Industries. – «НГ») и передовые военно-морские авианосцы». Однако, по словам аналитика, это не обязательно является свидетельством того, что между региональными соседями разворачивается гонка вооружений. «В конце концов, Греция и Турция, несмотря на все разногласия, остаются партнерами по НАТО», – обратил внимание собеседник «НГ».
комментарии(0)