Очереди на бензоколонках в Британии достигают венесуэльских масштабов. Фото Reuters
Даунинг-стрит обсуждает вопрос о привлечении как минимум нескольких сотен военных, имеющих лицензии на вождение грузовиков, для транспортировки бензина до автозаправочных станций, пишет Times. Одновременно с этим Министерство по бизнесу, энергетике и промышленности решило временно исключить нефтяную отрасль из Закона о конкуренции. Трудности спровоцированы отнюдь не дефицитом бензина, а нехваткой водителей. А эта проблема, в свою очередь, началась с брекзита и усилилась пандемией. Правительство Бориса Джонсона не сумело вовремя упростить въезд в страну иностранным водителям, хотя необходимость в этом становилась очевидной.
Временные изменения в Закон о конкуренции помогут бизнесу обмениваться информацией, чтобы доставлять бензин в самые проблемные точки, где на заправках обнаруживается дефицит топлива, уверяют британские чиновники. Ранее подобная мера применялась, когда в разгар пандемии возникли трудности с наличием товаров в магазинах.
Ситуация действительно серьезная. Газете Guardian пришлось даже пояснять запаниковавшим британцам, что нынешние сложности не имеют ничего общего с топливным кризисом 1973 года, поскольку связаны не с дефицитом топлива, а с дефицитом водителей грузовиков. Впрочем, автомобилистам, стоящим в очередях за бензином, от этого не легче.
Ассоциация розничных продавцов бензина (PRA), в которую входят структуры, контролирующие в общей сложности 65% бензоколонок, заявила, что в 5,5 тыс. из 8 тыс. независимых АЗС страны уже закончилось топливо. В ближайшее время без бензина могут оказаться уже 90% АЗС.
При этом потребители усилили изначальный эффект проблем с поставками, поскольку активно закупают бензин впрок. Министр окружающей среды, сельского хозяйства и продовольствия Джордж Юстис призвал британцев покупать бензин «как обычно», а также отметил, что в Министерстве обороны инструкторы по обучению вождению на грузовиках уже готовы оказывать поддержку при острой необходимости. Впрочем, военных хотят использовать лишь в крайнем случае.
«Единственная причина, по которой у нас нет бензина на автозаправках, заключается в том, что люди активно покупают бензин, когда он им не нужен», – заявил он.
К спокойствию призвал и исполнительный директор PRA Гордон Балмер, отметивший, что паникующие люди, по сути, сами исполняют пророчество о дефиците, закупая больше необходимого объема.
Однако правительство само поставило британцев в трудное положение. Не без определенного злорадства о последствиях брекзита упомянули французы. «Каждый день мы наблюдаем, каким интеллектуальным мошенничеством являлся брекзит, особенно в вопросе миграции», – заявил каналу France 2 министр по европейским делам Франции Клемент Бон.
«Речь идет о последствиях как пандемии, так и брекзита. Первое усилило второе, но позволило при этом Джонсону просчеты прикрывать ситуацией с COVID-19», – рассуждает руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина.
Эксперт в разговоре с «НГ» пояснила, что после брекзита водителям из Евросоюза и Центральной и Восточной Европы въехать в Британию стало значительно тяжелее, поскольку оформление рабочей визы сопряжено с большими трудностями.
«Вторым же фактором стали ковидные ограничения. Водителям из-за них приходилось много ждать, что снижало привлекательность работы. Транспорт – это одна из тех сфер, где Джонсон ошибся и недооценил последствия брекзита», – считает Бабынина.
Еще одним фактором, из-за которого водителей грузовиков работает мало, – непривлекательность профессии, в которой трудиться приходится довольно тяжело, а зарплата при этом оставляет желать лучшего. Возможно, что конъюнктура из-за нынешней ситуации изменится.
По подсчетам Ассоциации автомобильных перевозок, британцам недостает 100 тыс. водителей грузовиков. Правительство что-то уже пытается с этим сделать. Было обещано оперативно выдать иностранцам, обладающим соответствующей лицензией, 5,5 тыс. краткосрочных рабочих виз до Рождества. То же самое предложили и птицеводам, поскольку в Британии наметился дефицит индеек. Не исключено, что поставка птицы будет организована из Бразилии.
Были разосланы письма британцам, обладающим лицензиями на вождение грузовиков, с призывами устроиться на работу. Однако этого, во-первых, недостаточно, во-вторых, меры несколько запоздали. Предложить предоставление виз – хороший и прагматичный шаг, но решать проблему Лондону надо уже сейчас.
При этом, по данным Национального бюро статистики, с начала пандемии транспортная отрасль потеряла 20% мощностей – самый высокий показатель среди всех отраслей. Неужели правительство Джонсона не знало о таких последствиях брекзита и пандемии? Складывается впечатление, что Даунинг-стрит целые отрасли отдает на волю случая.
комментарии(0)