Фото Reuters
У России и Турции растет число взаимных претензий по Сирии на фоне приближающегося визита президента Реджепа Тайипа Эрдогана в Москву. Протурецкая оппозиция обвиняет Дамаск и его союзников в интенсификации ударов по подконтрольным ей территориям, подпадающим под договоренности Москвы и Анкары. Встречные обвинения выдвигает и российский Центр по примирению враждующих сторон (ЦПВС). Эксперты отмечают: возможная эскалация в Сирии вряд ли серьезно подорвет коммуникацию РФ и Турции, но она может отражать сущностные противоречия между странами.
Непрочность договоренностей Москвы и Анкары дает знать о себе в разных районах Сирии. Замруководителя российского ЦПВС контр-адмирал Вадим Кулить накануне сообщил, что серьезный инцидент произошел в северной провинции Алеппо.
Речь шла о ситуации, когда «боевики незаконных вооруженных формирований предприняли попытку перехода линии соприкосновения с вооруженными силами (ВС) Сирийской Арабской Республики (САР) в направлении Тель-Рифаата с территории, подконтрольной ВС Турции». «В ходе попытки прорыва пятеро боевиков подорвались на минных заграждениях, не менее десяти были ранены. В результате боестолкновения также получили ранения пять сирийских военнослужащих», – уточнил он.
На этом фоне протурецкие группировки в САР обвиняют сирийскую правительственную армию и российские Военно-космические силы (ВКС) в интенсификации ударов по оппозиционным анклавам в последние дни. Одно из последних столкновений, по ряду сообщений, едва не привело к потерям с российской стороны. Как сообщили оппозиционные ресурсы, на днях во время обстрела, который вела турецкая регулярная армия в направлении населенного пункта аль-Дердара в провинции Хасеке, снаряды едва не достигли вертолетов ВКС РФ, которые некоторое время находились над местностью. Нападение, как следует из сообщений, было целенаправленным. Россияне в ответ использовали тепловые ловушки и покинули этот район, изменив курс.
Ситуация разворачивается на фоне подготовки к намеченной на 29 сентября встречи Путина и Эрдогана в Сочи. Накануне в программе «Москва. Кремль. Путин» пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков заявил, что активность протурецких сил в Сирии станет одной из тем саммита. Особую опасность представляет северо-западная провинция Идлиб, контроль над которой делят повстанцы и радикалы. «К сожалению, с тех территорий продолжается террористическая активность. Это неприемлемо, это опасно. Это мешает процессу урегулирования», – заметил Песков. Но он призвал не забывать, что в свое время «ситуация по Идлибу совсем была горячей», и лидеры РФ и Турции «нашли в себе переговорные потенциалы», чтобы сесть и договориться.
Анкара комментирует нынешние признаки обострения с Москвой по сирийскому досье довольно аккуратно, пытаясь донести до Кремля свое недовольство косвенно. Так, на минувшей неделе турецкая сторона без лишних заявлений направила дополнительный контингент в Идлиб, передавали источники агентства Bloomberg. А в вышедшем в эти выходные интервью ведущей программы Face the Nation на американском телеканале CBS Маргарет Бреннан турецкий лидер проинформировал, что его страна в настоящее время строит в на сирийской территории 100 тыс. домов для перемещенных лиц. «Но что при этом делают другие страны?» – в то же время задался вопросом турецкий лидер. Высказывания прозвучали как скрытый упрек российской стороне.
В другом разговоре с журналистами Эрдоган выразил надежду на то, что по итогам встречи с Путиным «будет принято важное решение» с точки зрения двусторонних отношений. «У нас не запланировано переговоров в составе делегаций, мы с господином Путиным проведем только встречу тет-а-тет, на которой, конечно, обсудим не только Идлиб, – проинформировал президент Турции. – Мы обсудим отношения между Турцией и Россией, ситуацию в Сирии, обсудим, к чему мы пришли в Сирии и чего добьемся в дальнейшем. Турция и Россия – это две страны, играющие важную роль в регионе, и когда я говорю об этом, то должен сказать еще одну вещь. Мы пока что не видели ничего плохого в отношениях с Россией».
Однако в экспертной среде указывают на увеличение тревожной симптоматики в контексте российско-турецкого взаимодействия на сирийской арене. В разговоре с «НГ» эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Кирилл Семенов указал на некоторые сообщения сирийских оппозиционных источников, которые обвиняют ВКС России в нанесении ударов по зоне турецкой операции «Источник мира» на севере Арабской Республики. «Если это подтвердится, значит, произошли изменения в зонах воздушного контроля над северо-востоком Сирии, – рассуждает аналитик. – Несмотря на вывод своих сил из некоторых северо-восточных районов САР, США сохранили контроль воздушного пространства над ними».
В частности, по словам эксперта, пролеты воздушных судов и боевых самолетов над этими районами должны, как бы то ни было, согласовываться с американцами. «Нельзя исключать, что подобные изменения и стали результатом российско-американских консультаций», – обратил внимание Семенов.
Сама по себе потенциальная военная операция в Идлибе – даже в случае прямого столкновения между ВС официального Дамаска и Турции – вряд ли может спровоцировать серьезный кризис и привести к разрыву связей и прекращению партнерства Москвы и Анкары, считает собеседник «НГ». «Сам Идлиб не станет катализатором кризиса, – выразил уверенность исследователь. – Но эскалация в Идлибе может являться лишь вершиной айсберга и следствием глубинных противоречий между Россией и Турцией, которые пока что не афишируются и по которым стороны не могут найти компромиссных решений». В этом случае, считает Семенов, можно ожидать «полного обвала двусторонних связей и контактов по всему спектру взаимодействия».
Однако пока что и Анкара, и Москва стараются не показывать степень своих расхождений. Многое должна прояснить ситуация «на земле» после переговоров в Сочи.
комментарии(0)