В Скотленд-Ярде считают, что любителей посмотреть собор в Солсбери было трое, а не двое. Фото Reuters
Во взаимоотношениях России и Великобритании грянул новый громкий скандал. Связан он с двумя резонансными преступлениями недавнего прошлого – отравлением Сергея Скрипаля и Александра Литвиненко. В покушении на первого Скотленд-Ярд обвинил еще одного гражданина РФ, некоего Дениса Сергеева. А Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) официально возложил на российские власти ответственность за убийство Литвиненко. Учитывая, что соглашаться с обоими решениями в Москве не намерены, получается, над Россией нависла угроза новых санкций.
Иск в ЕСПЧ подала вдова Александра Литвиненко Марина (после получения политического убежища в Великобритании ей был выдан паспорт на имя Марии Анны Картер).
Ей же, согласно вердикту суда, Российское государство должно выплатить 100 тыс. евро плюс 22 тыс. евро в качестве компенсаций судебных издержек. Но победа в Страсбурге – это еще и успех британского правосудия. ЕСПЧ, по существу, подтвердил те выводы, которые сделал в 2016 году по итогам публичного дознания Высокий суд Лондона: бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко был отравлен 1 ноября 2006 года по указанию российских государственных органов. Причем непосредственными исполнителями преступления ЕСПЧ назвал тех же людей, что и британцы: Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна.
Суд указал, что российские власти не продемонстрировали, что ими было проведено эффективное расследование отравления Литвиненко. ЕСПЧ, утверждается в вердикте, получил только краткое описание следственных действий, предпринятых Генпрокуратурой РФ, и ничего больше. «Суд счел установленным вне разумных сомнений, что убийство было совершено Луговым и Ковтуном», – говорится в документе. В нем отмечается, что и у того, и у другого не было личных мотивов для убийства Литвиненко, они не могли сами, без помощи государства достать полоний, которым, как решил британский суд, отравлен россиянин. Соответственно ЕСПЧ сделал вывод, что за преступлением стоит Российское государство. Из семи судей только один выступил с особым мнением по поводу вердикта. Им стал представитель РФ в ЕСПЧ Дмитрий Дедов. Он, в частности, выразил сомнения в правомерности выводов британского расследования.
В любом случае в статусе Ковтуна и Лугового, которых британцы считают виновными в убийстве Литвиненко, перемен не произойдет. Они останутся в России и не признают решение ЕСПЧ.
«Я это решение считаю абсолютно политически ангажированным, не имеющим ничего общего хоть с какой-то законностью. Поэтому отношусь к этому решению очень скептически и считаю его максимально идиотским и подрывающим репутацию ЕСПЧ», – заявил Луговой. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков дал понять, что суммы, присужденные решением ЕСПЧ, РФ выплачивать не будет. «Мы не готовы прислушаться к таким решениям», – цитирует его Интерфакс.
Правовые основания для подобных заявлений у Пескова имеются. Россия – единственная страна, входящая в Совет Европы, законодательство которой предусматривает возможность неисполнения решений ЕСПЧ. Другое дело, что в данном случае возможны не правовые, а политические последствия для России.
В пользу того, что они будут, свидетельствуют и действия британских властей. В день вынесения вердикта ЕСПЧ они объявили о том, что есть третий обвиняемый в деле об отравлении в 2018 году в Солсбери Сергея Скрипаля и его дочери Юлии Скрипаль. Помимо Александра Петрова и Руслана Боширова (британские правоохранительные органы утверждают, что под этими именами скрываются сотрудники ГРУ Александр Мишкин и Анатолий Чепига), обвинения предъявлены Денису Сергееву, который якобы находился в Великобритании с документами на имя Сергея Федотова. Это имя уже неоднократно упоминалось в прессе. В частности, в 2019 году в совместном расследовании ряда СМИ, в том числе германского Spiegel, утверждалось, что Сергеев мог быть причастен к отравлению болгарского предпринимателя Емельяна Гебрева в 2015 году. Однако впервые в Великобритании ему предъявлены официальные заочные обвинения.
В британский МИД был вызван советник-посланник посольства РФ в Великобритании Иван Володин, исполнявший функции главы дипмиссии в условиях отъезда посла Андрея Келина. А премьер-министр Великобритании Борис Джонсон публично озвучил требование к российским властям. «Мы считаем, что всех подозреваемых следует передать (Великобритании. – «НГ») для правосудия», – заявил он в интервью телеканалу Sky News. Следует заметить, что договора об экстрадиции между двумя странами нет. Соответственно передать подозреваемых Москва может только по своей доброй воле, которой не ожидается.
Кроме того, Великобритания находится в новой для себя правовой ситуации. Она больше не член ЕС. Поэтому Лондон выстраивает собственную «сетку санкций», которые он может теперь накладывать только самостоятельно. Этим, похоже, и объясняется то, что британцы объявили о новом обвиняемом в «деле Скрипалей» в день вердикта ЕСПЧ, а также во время заседания Генеральной Ассамблеи ООН. Цель – придать британскому демаршу как можно больший резонанс и побудить максимально большее число стран действовать совместно с Великобританией.
«В отношениях наших стран мы ходим по кругу. Время от времени выходит наружу злосчастное «дело Скрипалей», когда это выгодно. А дальше может быть все что угодно, в том числе и новые санкции», – сказала в беседе с «НГ» старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН Кира Годованюк.
На новое обострение реагировали и авторы российских общественно-политических Telegram-каналов. «Календарное планирование - традиционный конёк западной дипломатии, и потому совпадение воспринимается как неслучайное. В ответ на победоносные для российской власти выборы Запад наращивает информационное давление на нее», - полагает «Мейстер».
«Любые серьезные разговоры по «Делу Скрипалей» должны начинаться с предъявления миру самих пресловутых Скрипалей». Чтобы был предмет для беседы», - полагают авторы канала «Мышь в овощном».
комментарии(0)