Генерал Милли опасался, что Трамп прикажет предпринять военную акцию против Китая. Фото Reuters
Президент США Джозеф Байден отрицает, что председатель КНР Си Цзиньпин отказался с ним встречаться. По сообщениям СМИ, во время разговора двух лидеров по телефону на прошлой неделе Си сказал, что для проведения такой встречи нужно, чтобы Вашингтон изменил резкий тон своих высказываний о Китае. Белый дом утверждает, что информация в прессе неточна. Спор о ее достоверности приобретает широкий резонанс в свете разоблачений в книге американских репортеров о несанкционированном сверху разговоре высшего военачальника США с начальником Объединенного штаба китайской армии. Американский генерал убеждал коллегу, что США не будут нападать. Огласка этого инцидента встревожила экспертов. Они призывают Байдена и Си встретиться на саммите G20 в Риме.
Беседа Байдена и Си длилась 90 минут. Естественно, столь длительный обмен мнениями создает благодатную почву для разных толкований. Financial Times, ссылаясь на многочисленных лиц, которых ознакомили с беседой, утверждает, что Байден говорил о нескольких вариантах для проведения саммита, а Си эта идея не понравилась. Однако помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан заявил, что газета дала «неточный портрет» беседы. Главы государств говорили о том, как важно общаться и вести дискуссии.
Так все-таки кто дает правильную интерпретацию переговоров? Посольство Китая в Вашингтоне на вопрос агентства Reuters не ответило. Свою версию дают китайские официальные медиа. Они утверждают: Си указал Байдену, что «серьезные трудности» в отношениях двух держав вызваны политикой США. Можно было бы посмеяться над тем, как великие державы перекладывают друг на друга вину за эту неувязку. Но контекст события не позволяет отнестись к нему легкомысленно. Дело в том, что в США только что вышла книга репортеров Washington Post Боба Уодварда и Роберта Косты, в которой рассказывается, как в последние месяцы существования администрации президента Дональда Трампа председатель Объединенного комитета начальников штабов США Марк Милли дважды звонил китайскому коллеге Ли Цзочэну, чтобы заверить его: Трамп не планирует атаковать Китай.
Тогда в Пекине возникли сомнения: не собирается ли Трамп, проигравший выборы, устроить военную провокацию, чтобы остаться у власти. Донесения на этот счет приходили в Белый дом и Пентагон от американской разведки. Милли 8 января, то есть два дня спустя после того, как сторонники Трампа штурмовали Капитолий, постарался успокоить китайского генерала по тайному каналу связи: «Может показаться, что у нас неустойчиво. Мы на 100% устойчивы. Все отлично».
Но генерал Ли, начальник Объединенного штаба китайской армии, не был впечатлен. Он говорил, что американское правительство нестабильно. В течение полутора часов разговора он спрашивал, собираются ли США предпринять военную акцию. Несмотря на уверения Милли, он боялся, что Трамп может попытаться уловить момент и удержаться у власти, подобно тому, как Гитлер в 1933 году устроил поджег Рейхстага, чтобы обрести чрезвычайные полномочия. После разговора Милли пришел к выводу, что его собеседник был необычно возбужден. По мнению Милли, Трамп не хотел войны, но мог приказать нанести военный удар какого-то рода, а это приведет к цепной реакции и войне.
Позже в тот же день генерал Милли поговорил со спикером Палаты представителей Нэнси Пелоси. Она сказала, что Трамп сумасшедший. Милли с ней согласился. После этого генерал созвал в Пентагоне встречу высших командиров и сказал им, что хочет повторить для них давно установленную процедуру того, как приводится в действие ядерное оружие. Генерал напомнил командующим, что только президент может отдать такой приказ. Но при этом он, Милли, должен непосредственно участвовать в этой процедуре. «Если вам позвонят, независимо от того, кто звонит, есть процедура, и вы ей следуйте. А я часть этой процедуры. Вы должны быть уверены, что на связи находятся правильные люди», – подчеркнул он. После этого генерал подошел к каждому военачальнику и спросил, правильно ли он понял то, что было сказано.
В беседе с «НГ» Василий Кашин, старший научный сотрудник Высшей школы экономики, отметил: «Ли Цзочэн – начальник Объединенного штаба Центрального военного совета (ЦВС), он как бы представляет собой эквивалент генерала Милли, в переводе на привычный нам язык это начальник Генерального штаба. Генерал Ли член ЦВС; можно сказать, что сразу после этого разговора было доложено Си Цзиньпину, который является председателем ЦВС и главнокомандующим китайскими вооруженными силами. Китайское высшее политическое руководство могло принять к сведению сообщение генерала».
Отвечая на вопрос, действительно ли генералы решали судьбы мира, эксперт сказал: «С китайской стороны не генерал решал. Там четкая сложившаяся практика международных контактов по линии генеральных штабов. О разговоре были поставлены в известность и Си, и другие члены ЦВС. А в США на фоне хаоса возможно, что генерал решил действовать самостоятельно».
В свете происшедших событий комментаторы во многих странах утверждают, что Байдену и Си необходимо все же встретиться и договориться о том, как избежать конфронтации. По мнению газеты South China Morning Post, самым подходящим форумом для этого служит саммит G20 в Риме, намеченный на конец октября.
комментарии(0)