На фото завод по обогащению урана в иранском Натанзе. Фото Reuters
В интервью Foreign Policy министр обороны Израиля Бенни Ганц заявил, что Иран сможет получить первую ядерную бомбу через два-три месяца. На этой неделе Институт науки и международной безопасности (США) делал более настораживающие предположения, оставляя Тегерану один месяц до серьезного шага к военному атому.
Ганц в разговоре с Foreign Policy выразил скепсис по поводу попыток международного сообщества повернуть вспять ядерный прогресс Ирана дипломатическим путем. Однако, как становится понятно из его высказываний, активно противостоять переговорам Тегерана с пятеркой посредников и США израильская сторона тоже не намерена. Вместо этого еврейское государство добивается от администрации президента Джозефа Байдена проработки убедительных мер давления на Исламскую Республику в случае срыва переговорного процесса.
Ганц подчеркнул: его страна хотела бы видеть «жизнеспособный «план Б» под руководством США», который будет сопровождаться применением экономических рестрикций.
По словам министра, в кампании давления на Иран должны участвовать его партнеры. В частности, к соответствующей работе можно было бы привлечь и Китай. Однако у израильской стороны в то же есть собственный план, который предполагает ограниченный силовой сценарий. «Мы не Америка, но у нас есть возможности», – цитирует Foreign Policy главу израильского оборонного ведомства. Если вовремя не остановить Исламскую Республику, считают в Израиле, то ситуация может перетечь в гонку ядерных вооружений на Ближнем Востоке. «Другие государства не будут сидеть спокойно, – выразил уверенность Ганц. – Они купят его (ядерное вооружение. – «НГ») в Пакистане или у кого-нибудь еще».
Оценки министра выглядят более оптимистично, если сравнить с теми, которые на этой неделе распространил американский Институт науки и международной безопасности. Этот аналитический центр спрогнозировал, что при наихудшем сценарии Тегеран может произвести достаточно урана для одной ядерной бомбы всего за месяц. Вторая, согласно этим предположениям, могла бы появиться уже в течение трех месяцев. Институт сослался на то, что у иранцев уже есть около 200 г обогащенного металлического урана – запас, который приближает страну к получению военного атома. Впрочем, это не означает, что республика сразу может применять оружие: для этого нужно было бы разрешить много сопутствующих вопросов.
Иранская сторона не спешит возобновлять переговоры с посредниками в Вене, ссылаясь на множество проблем, связанных с транзитом исполнительной власти в Исламской Республике. В это время российская сторона, которая участвует в диалоге, считает, что список обсуждаемых в Вене тем можно было бы сократить. «Мы призываем американцев и европейцев быть реалистами: сначала договориться о восстановлении иранской «ядерной сделки», дальше понять, когда и как можно обсуждать эти или иные вопросы», – заявил накануне заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков в интервью телеканалу RT Arabic. По его словам, вышедшие в свое время из «ядерной сделки» США могли бы «сделать первый шаг навстречу Ирану».
Тем не менее претензии к Ирану растут. Издание Wall Street Journal со ссылкой на официальных лиц и документы сообщило, что инспекторы-женщины из МАГАТЭ, посещавшие в последние месяцы ядерные объекты Исламской Республики, стали объектом харассмента со стороны иранских охранников. Газета проинформировала о серии инцидентов, первый из которых произошел в начале июня, последний – в эти недели. Эпизоды включали неуместные прикосновения сотрудников службы безопасности к посещавшим Натанз специалистам, а также немотивированные приказы раздеться. В Тегеране объясняют это правилами безопасности, но источники Wall Street Journal говорят о существенном превышении полномочий.
Ситуация дошла до США. «Преследование инспекторов МАГАТЭ абсолютно неприемлемо, и мы настоятельно призываем вас четко указать в своем национальном заявлении на заседании совета директоров, что такое поведение достойно сожаления и должно немедленно прекратиться», – говорится в сообщении, которое было направлено в агентство американскими представителями.
МАГАТЭ подтвердило инциденты на иранском объекте, не предоставив подробностей. «Агентство немедленно и решительно подняло этот вопрос в разговоре с Ираном, чтобы очень четко и недвусмысленно объяснить, что подобные инциденты, связанные с безопасностью, с участием сотрудников агентства недопустимы и не должны повториться. Иран предоставил объяснения, касающиеся усиленных процедур безопасности после некоторых событий на одном из их объектов», – цитирует Wall Street Journal представителя МАГАТЭ.
Сам Натанз не раз подвергался диверсионным атакам, ответственность за которые неизменно возлагалась на израильтян.
Некоторые западные дипломаты сейчас выражают обеспокоенность тем, что огласка скандала с предполагаемым харассментом может испортить отношения между МАГАТЭ и Ираном, что будет особенно неприятно в свете заключенного недавно соглашения о доступе инспекторов на ядерные объекты Исламской Республики. Однако напряженность между сторонами растет и без этого. В последние месяцы иранские официальные лица заметно усилили критику деятельности агентства и его генерального директора Рафаэля Гросси, публично обвиняя международную структуру в политической ангажированности.
комментарии(0)