Фото Reuters
В субботу Ангела Меркель прибудет с визитом в Польшу, где встретится с президентом Анджеем Дудой и премьер-министром Матеушем Моравецким, возложит венок к Могиле Неизвестного Солдата. В ходе переговоров будут обсуждаться изрядно испорченные двусторонние отношения и вопросы, касающиеся текущих событий в Европе и мире.
Встреча Меркель в качестве канцлера с 16-летним стажем с польскими властями станет прощальной, поэтому куртуазная атмосфера, хочешь не хочешь, предопределена заранее. Вопрос только в том, будет ли она искренней или косметической. Интересно, что польские СМИ, сообщая о визите канцлера, пользовались ссылками на брифинг представителя правительства ФРГ Ульрике Деммер и немецкое информагентство dpa.
Сейчас про польско-немецкие контакты говорят так: торговля процветает, но политические отношения между Берлином и Варшавой находятся в тупике. И для большей остроты приводят вопрос, которым задается Welt: неужели Ангела Меркель списала польскую сторону в расход?
Польша является одним из самых важных торговых партнеров Германии, а Германия – польским торговым партнером номер один. Обе стороны утверждают, что экономическое сотрудничество между ними развивается образцово, и подчеркивают, что ему не повредила даже пандемия коронавируса. В прошлом году товарооборот снизился всего на 0,4% и составил почти 123,5 млрд евро.
А политические осложнения накапливались постепенно, пока их масса не стала критической. Берлину не нравится польская строптивость в отношении устоявшихся тенденций в ЕС. Среди растущих разногласий называют демонтаж в Польше законодательства, дискриминацию сексуальных меньшинств, упорство Варшавы в неприятии «Северного потока – 2» и требовании военных репараций. Спорной темой стали польские планы строительства двух АЭС вблизи границы с Германией.
Серьезный конфликт возник год назад во время президентской кампании в Польше, когда принадлежащая немецко-швейцарскому концерну газета Fakt и немецкие издания выступили с критикой президента Польши. Правящая партия «Закон и справедливость» посчитала это вмешательством в польскую политику, а сам Дуда на митингах запальчиво восклицал: «Германия хочет выбрать нам президента».
Пик напряжения пришелся на июнь этого года, когда Меркель отказалась от проведения польско-германских межправительственных консультаций. И хотя ее пресс-секретарь Штеффен Зайберт заверил, что они не были включены в планы из-за «перегруженных сроков», в Варшаве это было воспринято как оскорбление. Тем более что на это время приходилась 30-я годовщина подписания польско-германского договора о добрососедстве и сотрудничестве. Он предусматривает среди прочего поддержку немецкого меньшинства в Польше и поляков, живущих в Германии, укрепление трансграничного, научного и культурного сотрудничества, а также организацию обмена молодежи.
Gazeta Wyborcza написала, что Моравецкий планировал по случаю юбилея договора прибыть с министрами в Берлин, но приглашения от канцлера не получил.
Между тем в 2011 году на 20-летие договора в Варшаву прибыло на консультации все немецкое правительство во главе с Меркель. «За 20 лет, прошедшие с момента преодоления разделения Европы, Польша и Германия развили такие хорошие отношения, как никогда раньше», – говорилось тогда в совместной декларации двух правительств. Через пять лет на консультации в Берлин поехала премьер-министр Беата Шидло. Совместных заявлений уже не было, но уровень еще сохранялся.
В этом году «отметить круглую годовщину договора» немецкая сторона направила в Варшаву президента Франк-Вальтера Штайнмайера, который ограничился короткой программой пребывания. Его не увидели на научной конференции, посвященной истории договора. «Мы хотели избежать возможных трений и антинемецких нападок», – приводят польские СМИ высказывание немецкого политика.
комментарии(0)