Фото Reuters
Россия объявила, что очаг сопротивления на юге Сирии, подконтрольном официальному Дамаску, нейтрализован. Как объявил представитель российского Центра по примирению враждующих сторон (ЦПВС) в Арабской Республике Александр Гуляев, проживающие там повстанцы, в 2018 году получившие амнистию от сирийского правительства, но вернувшиеся в последние годы к идее вооруженной борьбы, согласились сдать тяжелое оружие. Проблема в этих провинциях стала одной из основных в повестке визита главы израильского МИДа Яира Лапида в Москву. Еврейское государство соседствует с этими районами, и ситуация в них напрямую касается его безопасности.
Гуляев сообщил, что к 9 сентября повстанцы-южане сдали более 300 единиц стрелкового оружия: минометы, станковые гранатометы. Отказ от вооружений является одним из условий локальных мирных договоренностей, которые удалось согласовать при российском посредничестве. Что касается тех представителей оппозиции, которые отказались сложить оружие, то, как сообщается, им дана возможность покинуть юг Сирии вместе с семьями. Их должны перенаправить в другие районы Арабской Республики, в какие – пока что вопрос дискуссионный, сообщил 9 сентября на пресс-конференции по итогам переговоров с Лапидом глава МИД России Сергей Лавров. На юге в дальнейшем планируется патрулирование силами российской военной полиции.
Днем ранее сообщалось, что подразделения правительственной Сирийской арабской армии (САА) вошли в город Дераа аль-Балад, который стал центром сопротивления в Южной Сирии. Как сообщили местные проправительственные СМИ, военнослужащие САА и представители сил безопасности водрузили национальные флаги над зданием мэрии и другими правительственными учреждениями в городе. Кроме того, были установлены блокпосты вблизи основных перекрестков. Само соглашение о локальном примирении на юге Сирии Россия пыталась установить со сторонами конфликта в течение этих летних месяцев, когда правительственные войска вели жесткую осаду не только города Дераа аль-Балад, но и других населенных пунктов.
Нынешнее обострение дало о себе знать в начале лета, когда, как сетуют оппозиционные издания, силы президента Башара Асада потребовали от «примиренных» повстанцев сдать оружие в соответствии с давним соглашением от 2018 года о прекращении огня. За месяц ситуация существенно обострилась. По версии сирийских правительственных СМИ, бывшая оппозиция, которая контролировала Дераа аль-Балад, нарушила 28 июля условия примирительного соглашения трехлетней давности и напала на посты сирийских военнослужащих на юге Арабской Республики. В плен было захвачено не менее 25 правительственных бойцов. Район был блокирован, а армейские силы потребовали выдать боевиков, причастных к нападениям на позиции САА.
Ситуация вызвала тревогу со стороны Израиля, для которого это вопрос безопасности рубежей. В еврейском государстве опасаются, что в результате смены мирной формулы в южных провинциях усилится присутствие проиранских формирований, против которых направлены все его военно-воздушные операции в небе над Арабской Республикой. Как пояснил по итогам переговоров с Лавровым в Москве Лапид, у израильской стороны есть право защищать себя от нападений и любых угроз со стороны Ирана. «Нас также волнует безопасность российских военнослужащих», – обратил внимание глава МИД Израиля. Шеф российской дипломатии, в свою очередь, сообщил, что Москва выступает против превращения Сирии в арену вражды между третьими странами.
По оценкам Лаврова, ситуация в Арабской Республике продолжает оставаться непростой как раз из-за того, что в конфликт вовлечено чересчур много внешних игроков. Некоторые из них имеют законные интересы, некоторые – нет, подчеркнул глава МИД России, подразумевая под последними американскую сторону.
Впрочем, именно США в 2018 году были среди тех, при чьем участии южные районы Сирии вернулись под контроль официального Дамаска. Посредниками тогда выступили, кроме того, Россия, Израиль и Иордания. Представителям оппозиции при этом удалось избежать репрессий: распоряжением властей им была предоставлена амнистия. Как отмечал в письме в редакцию «НГ» посол Сирии в Москве Рияд Хаддад (см. «НГ» от 15.12.20), «данная амнистия была предназначена тем, кто ранее участвовал в действиях вооруженных террористических групп и чьи руки не были запятнаны кровью». «Некоторые из них сложили оружие и вернулись к мирной жизни, а некоторые решили присоединиться к силам САА для защиты своей страны», – напомнил он.
комментарии(0)