Фото Reuters
Последний опрос института Forsa, проведенный для предвыборного барометра Первой программы германского телевидения (ARD), свидетельствует об уверенном лидерстве социал-демократов (СДПГ) с 25% голосов избирателей. Преимущество СДПГ впервые подтвердил и старейший институт по изучению общественного мнения – Алленсбахский. Победа СДПГ с ее кандидатом министром финансов Олафом Шольцем, похоже, предрешена. Но, как считают аналитики, против Шольца играют три обстоятельства.
По данным института Forsa, если бы выборы в ФРГ состоялись сейчас, то консервативный блок ХДС/ХСС набрал только 19% голосов избирателей. Либералы (СвДП) постепенно догоняют «Зеленых»: у свободных демократов 13%, у «Союза 90/Зеленые» – 17%. Малые партии все вместе набирают 9%, но ни одна из них не преодолеет 5-процентный барьер или не получит три прямых мандата, чтобы быть представленной в Бундестаге. В Германии каждый избиратель имеет два голоса, которые он отдает за партию и конкретного кандидата. Поэтому их голоса, как и голоса не участвующих в выборах (22%), будут распределены между победителями.
Победа СДПГ, видимо, действительно предрешена. Но, как отмечает Вольфрам Ваймер, известный аналитик информационного агентства n-tv, имеются три ловушки для Шольца. И они могут предопределить ту партию, которая буквально на «последних метрах» (выборы состоятся 26 сентября) вырвется вперед.
Первая ловушка связана с критической позицией, которую СМИ занимают в отношении Шольца. Именно сейчас (так же как кандидат «Зеленых» Анналена Бербок весной или кандидат ХДС/ХСС Армин Лашет летом) Шольц оказался в фокусе их внимания. И уже такие влиятельные газеты, как Welt и New York Times, опубликовали «разрушительные» для него анализы. Вскрываются скандалы, в которых упоминались его имя, такие как, например, в связи с финансовой компанией Wirecard (см. «НГ» от 16.04.21). Были и у Шольца неудачные высказывания, которые в свое время обрушили рейтинги его конкурентов. Это тем более важно, что пока растущая популярность СДПГ базируется на том, что Шольц выглядит в глазах общественности лучше, чем оба его соперника.
В то же время руководство СДПГ, да и сама партия оцениваются скорее негативно. Но именно растущий рейтинг СДПГ побуждает сейчас ее лидеров выходить на политическую сцену и демонстрировать позиции, нередко отличающиеся от высказываний Шольца. Это, считает Ваймер, таит риск, что довольно упрощенный предвыборный лозунг СДПГ о том, что «Олаф Шольц – дубль Ангелы Меркель», может потонуть в их высказываниях о необходимости разворота партии влево. Таким образом, СДПГ может потерять свой бонус в лице Шольца.
Третья ловушка для Шольца состоит в преждевременном определении параметров будущей правящей коалиции. Вопрос, какие партии (а их, судя по раскладу сил, должно быть дополнительно не менее двух) предпочтет Шольц в качестве партнеров, будет решающим для многих избирателей в том, кому отдать свои голоса. Шольц это прекрасно понимает и по возможности оттягивает окончательное решение до выборов.
Но он находится под сильным давлением левого крыла партии. Именно вокруг предотвращения создания коалиции левых сил и разыгрывается сейчас предвыборный покер. И в нем наилучшие козыри у лидера СвДП Кристиана Линднера. Дело в том, что композиция с его партией подходит для любого сочетания, в котором не будет места Левой партии. И Линднер умело разыгрывает свою партию, отмечает n-tv. Благодаря этому чуть ли не еженедельно к СвДП приходят по 100 тыс. новых сторонников. В конце концов именно вес партии и будет играть решающую роль при формировании правительственной коалиции. Ведь СвДП стартовала в начале года с жалких 5%, и все гадали, будет ли у нее шанс вообще попасть в Бундестаг. Ослабление консерваторов и «Зеленых» ведет к тому, что либералы оказываются в ключевой позиции «творца канцлера».
Конечно, Линднер, как и многие современные политики, скорее тактик, чем стратег и ориентируется на мнение прессы даже больше, чем на запросы избирателей. Наглядно он продемонстрировал это в подходе к России. В 2017 году, когда под влиянием деловых кругов он вдруг высказался за отмену «крымских санкций» и признание Крыма российской территорией, его уже называли пророссийским политиком. Но, когда в прошлом году он предложил создать «список Навального» по подобию «списка Магнитского», Линднер сразу превратился в «неудобную для Москвы фигуру», но заработал политические очки.
Линднер типичный продукт современного истеблишмента, где рейтинги играют основную роль в политических предпочтениях и последующих действиях. Поэтому заранее сказать, кого он «назначит» канцлером – Олафа Шольца или Армина Лашета, – пока невозможно. Сам Линднер предпочитает стать министром финансов в будущем правительстве, которому без либералов скорее всего не обойтись.
комментарии(0)