Фото Reuters
Если на востоке Ливии фельдмаршал Халифа Хафтар отказывается признавать новое правительство национального единства, то на западе между вооруженными формированиями разгорается соперничество за получение от властей возможности интегрироваться в вооруженные силы страны на выгодных для себя условиях. Такой спор привел к ожесточенным столкновениям в Триполи между 444-й бригадой под командованием Махмуда Хамзы и Силами поддержания стабильности, которыми руководит полевой командир Абдель Гани Кикли.
Бои разгорелись за казармы Тикбали. Их местоположение гарантирует контроль над ливийской столицей. Поэтому как только значительная часть 444-й бригады, входящей в структуру Министерства обороны, переместилась в другой район города, силы Абдель Гани Кикли, которые входят в структуру Министерства внутренних дел, сразу же атаковали оставшиеся в казармах подразделения своих конкурентов, правда без особого успеха.
Оба формирования, точнее оба командира, соперничают друг с другом еще со времен Правительства национального единства Фаиза Сараджа. И те и другие стремятся получить полномочия, которые бы обеспечивали им право выполнять функции специальных сил, бороться против криминальных структур и террористических организаций, в том числе и против давних конкурентов. Это давало бы им преимущества и привилегии и одновременно защищало перед законом их собственные злоупотребления. Правда, нередко в расставленные ими сети попадали их конкуренты: подразделения бригады расследовали дела, в которых обвинялись люди Кикли, и наоборот, бойцы последнего раскрывали правонарушения бойцов бригады.
По некоторым данным, непосредственным поводом для перестрелок послужило освобождение бойцами 444-й бригады своих товарищей, захваченных ранее силами Абдель Гани Кикли, а также принадлежащего бригаде автомобиля. В свою очередь, Махмуда Хамзу обвиняют в том, что он без согласования с командованием зачислял в штат бригады людей с криминальным прошлым, неоднократно летал в Турцию, а на банковских счетах бригады непонятно откуда появилась сумма в 10 млрд ливийских динаров, которая затем куда-то исчезла.
Вспыхнувшие в Триполи стычки, в результате которых были убитые и раненые, серьезно обеспокоили новое правительство. Премьер-министр Адель Хамид Дбейба обратился к главному военному прокурору Масуду Аруму с просьбой как можно скорее расследовать причины боев в казармах Тикбали. Командование 444-й бригады объяснило свои действия вынужденным отражением бандитских атак. А вот глава Западного (Триполийского) военного округа Абдель Бассыт Марван обвинил командира бригады в ненадлежащем исполнении своих обязанностей, своеволии.
По мнению ряда ливийских и зарубежных политологов, страна, возможно, подходит к «заколдованной» черте, после которой все усилия по интеграции вооруженных сил, а самое главное, по дележу военной власти и высших военных должностей начинают буксовать и соответственно тормозить мирный процесс. Так уже неоднократно бывало, начиная с 2017 года. Пока дело касалось относительно легких, процедурных вопросов, все шло более или менее нормально. Но как только ливийцы подходили к вопросам принципиальным, все сразу осложнялось и останавливалось. Не исключено, что ливийцы снова подошли к такому моменту. Вопрос о власти, тем более власти военной, когда надо не просто делиться, а, по сути, уступать эту власть, для ливийцев является принципиальным, и просто так его, по всей видимости, будет чрезвычайно трудно решить.
Между тем по решению ливийских властей на свободу после семи лет тюремного заключения вышел еще один сын Муаммара Каддафи, 47-летний Саади, профессиональный футболист. После начала антиправительственного восстания в феврале 2011 года он бежал в Нигер. Однако в 2014 году был выдан властям Ливии, осужден и с тех пор находился в тюрьме в Триполи. Сразу же после освобождения Саади Каддафи отправился в международный аэропорт и вылетел в Стамбул. По сообщениям ливийских СМИ, он вышел на свободу после интенсивных переговоров, которые провели племенные старейшины с новым премьер-министром.
комментарии(0)