Глава Службы национальной разведки Сирии Али Мамлюк обсудил со своим турецким коллегой прежде всего вопросы ликвидации боевиков. Фото с сайта irna.ir
Глава Национальной разведывательной организации (MIT) Турции Хакан Фидан и глава Службы национальной разведки Сирии Али Мамлюк договорились провести переговоры в Ираке. Об организации встречи между руководителями спецслужб двух стран, долго находившихся в конфронтации, проинформировала турецкая пресса. Сообщения о том, что Дамаск и Анкара готовы разговаривать напрямую, появляются не первый раз. Но сейчас бывшие турецкие официальные лица говорят о новой эпохе в отношениях между соседями и уверяют, что им не нужен посредник в лице России.
О том, что в Багдаде запланированы турецко-сирийские переговоры, сообщила газета Turkiye. Эти данные подтверждают иракские источники издания. Как рассказал бывший глава турецкой военной разведки Исмаил Пекин, наиболее важными темами встречи будут борьба с курдскими военизированными формированиями, контролирующими северо-восток Арабской Республики, а также миграционный кризис. Помимо этого, Анкаре необходимо обсудить с соседом судьбу сирийских мятежных районов: она выступает одним из основных гарантов местной вооруженной оппозиции. Под контролем повстанцев остается северо-западная провинция Идлиб. Тенденцию возрождения сопротивления в последнее время демонстрирует и юг страны.
Примечательно, что Исмаил Пекин связывает интенсификацию контактов по линии разведок с общей «дипломатической весной», которая наступила в отношениях между Турцией и арабскими странами. В частности, серьезный сдвиг у республики произошел в том, что касается восстановления связей с давним региональным соперником – Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ). От президента Реджепа Тайипа Эрдогана и наследного принца Абу-Даби Мухаммеда бин Заида ожидают очного саммита.
Более того, Эмираты даже оказали давление на босса турецкой мафии Седата Пекера, который проживает на их территории и записывает разоблачительные ролики об Эрдогане и его окружении. Пекер на днях открыто признался, что аравийское государство запретило ему записывать видео, оскорбляющие другие страны.
Положительные признаки наметились и в отношениях Турции с Саудовской Аравией и Египтом. Именно ряд этих стран долгое время противостоял Анкаре в самых разных регионах. Ярким примером стала ливийская арена, где ОАЭ, Саудовская Аравия и Египет объединились вокруг командующего Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифы Хафтара, чтобы противостоять турецкому военно-политическому влиянию. Вероятно, реставрация отношений с Сирией, на севере которой турецкие войска вместе с лояльной им оппозицией создали целую подответственную зону, должны продолжить это дипломатическое движение. Тем более что и Египет, и ОАЭ, и Саудовская Аравия сейчас относятся к Дамаску максимально лояльно.
Исмаил Пекин обращает внимание на то, что «из-за произошедшего в 2011 году разрыва турецко-сирийских отношений на фоне разразившейся в Сирии гражданской войны обе стороны понесли большие материальные и моральные потери». Безусловно, соседей не раз пытались примирить, однако бывший глава военной разведки Турции в разговоре с Turkiye подчеркнул, что переговорный процесс между Анкарой и официальным Дамаском, который в течение последних лет проходил через такие государства-посредники, как Россия и Иран, не был столь эффективен. Нормализовать связи между соседями поможет только прямой диалог, основную роль в активизации которого сыграл, по словам Пекина, глава MIT.
В январе этого года уже появлялись сообщения о том, что руководители спецслужб Турции и Сирии ведут очные переговоры. В частности, арабские СМИ распространили сведения, что Фидан лично посещал Дамаск. Этому предшествовали сообщения, что Мамлюк в 2020 году побывал с негласным визитом в Турции. Сын экс-министра обороны Сирии Фирас Тлас, который с начала конфликта в Арабской Республике живет в изгнании за границей, но тем не менее демонстрирует осведомленность о сирийской политической кухне, отмечал, что диалог был посвящен влиянию леворадикальной Рабочей партии Курдистана (РПК) на северо-востоке Сирии. Судьба вооруженных противников официального Дамаска также была в числе тем.
Безусловно, данные о встрече Фидана и Мамлюка в Багдаде могут оказаться элементом информационной кампании иракского правительства, которое хочет продемонстрировать свою способность мирить крупнейших региональных антагонистов. Неделей ранее иракская сторона организовала международную конференцию в Багдаде по разрешению локальных проблем. Как рассказывал ранее изданию «Аль-Араби аль-Джадид» член комитета по международным отношениям в иракском парламенте Амер аль-Файез, официальный Багдад стремится играть более широкую дипломатическую роль на Ближнем Востоке. Именно поэтому он «работает над посредничеством и согласованием между собой взглядов различных региональных игроков».
Однако важнее в этой ситуации то, как реагируют на подобные сообщения о диалоге Дамаска и Анкары отставные турецкие официальные лица, которые, похоже, ставят российское посредничество не так высоко, как хотелось бы Москве. Отчасти это может свидетельствовать о кризисе доверия в отношениях между двумя крупнейшими международными гарантами сирийского урегулирования и звучать как предостережение.
комментарии(0)