0
3283
Газета В мире Печатная версия

05.09.2021 20:00:00

Польша под знаком ЧП регионального масштаба

В Варшаве введение чрезвычайного положения объясняют миграционным кризисом и российско-белорусскими учениями

Тэги: польша, белоруссия, мигранты, кризис, власть, общество, политика


польша, белоруссия, мигранты, кризис, власть, общество, политика Фото Reuters

В понедельник польский Сейм (нижняя палата парламента) на специальном заседании рассмотрит утвержденное президентом Анджеем Дудой постановление Совмина о введении ЧП в приграничных районах с Белоруссией. Депутаты могут отменить решение главы государства абсолютным большинством голосов.

Скорее всего этого не произойдет. Правящая партия «Закон и справедливость» (ЗиС), которая, собственно, и провела это решение, несмотря на недавний раскол с партнерами по коалиции, по-прежнему имеет сильное влияние в депутатском корпусе. Оппозиция вряд ли сплотит ряды, поскольку проблема затрагивает Белоруссию и Россию, а это значит, что даже объективный взгляд на ситуацию грозит черной меткой. Но в том, что дебаты станут горячими, сомневаться не приходится. Парадокс же заключается в том, что ЧП уже с четверга действует в 183 населенных пунктах Подляского и Люблинского воеводств и объявленный 30-дневный срок, как успели уведомить госорганы, совсем даже не окончательный.

Поводом для введения ЧП стала кризисная ситуация с нелегальной миграцией на польско-белорусской границе (см. «НГ» от 25.08.21). МВД Польши сообщает, что только в августе было совершено более 3 тыс. попыток нелегального перехода границы со стороны Белоруссии, в то время как за весь прошлый год таких случаев зафиксировано 122. Особое внимание было приковано к оказавшимся в ужасном положении неприкаянным беженцам, которых не хотела принимать ни одна из сторон. Сейчас введены десятки запретов, закрыт свободный въезд на объятую ЧП территорию, выдворены журналисты, юристы и активисты, обструкции подверглись оппозиционные депутаты – все те, кто интересовался положением мигрантов и отстаивал их права.

Польский Основной закон гласит, что ЧП может быть введено, когда в ситуации особой опасности конституционные меры недостаточны. Но насколько введение ЧП необходимо и что стоит за радикальным решением польских властей, которые даже в разгар массового распространения коронавирусной пандемии не прибегли к такому методу сдерживания? Вызывает удивление не столько поспешность принятия чрезвычайного решения, сколько его скрытые механизмы. «Чтобы что-то поддерживать или быть против чего-то, нужно иметь какие-то знания об этом. Между тем власть требует от оппозиции безоговорочной поддержки того, о чем мы мало что знаем. Не был созван Совет национальной безопасности (СНБ), хотя это было необходимо. Мы не знаем, реальна ли угроза на границе с Белоруссией или только власть прикрывает свое неумение, оттесняя свободные СМИ на 3 км от границы, чтобы они не могли сообщать о том, что там происходит», – недоумевает спикер Сената Томаш Гродзкий.

В Варшаве убеждены, что миграционный кризис спровоцировал Александр Лукашенко как способ давления на ЕС и Польшу. Об этом рассуждали собравшиеся в воскресной студии Radio ZET польские политики, некоторые из них оправдывали введение ЧП «возможными провокациями со стороны Белоруссии». Но были и те, кто упрекал президента и правительство в отсутствии сотрудничества с оппозицией и европейскими институтами в выработке совместного решения по миграционному кризису. Высказывались мнения и о преувеличении масштаба опасности на границе, иначе сразу бы собрался СНБ.

В правящих же кругах обоснованность введения ЧП в приграничных регионах Польши стали объяснять помимо сложной миграционной ситуации предстоящим проведением 10–16 сентября совместных белорусско-российских стратегических учений «Запад-2021». В субботу на волнах RMF FM об этом ясно высказался премьер-министр Матеуш Моравецкий: «У нас есть информация о том, что ситуация в связи с учениями «Запад» очень напряженная. Это не шутки, а очень серьезные учения. Они заставили нас принять решение о введении чрезвычайного положения».

Публицисты Агнешка Бужиньская (Fakt) и Анджей Станкевич (Onet) в радиопередаче «Состояние после бури» поясняют: «Убеждение, что нам необходимо чрезвычайное положение ради защиты от Лукашенко и Путина, – это фарс. Если бы правительство действительно имело информацию об угрозе со стороны России и Белоруссии, оно действовало бы тихо, обеспечивая себе поддержку союзников по НАТО и пытаясь обезопасить себя от провокаций. Маневры «Запад» организуются регулярно уже более 10 лет с постоянным направлением атак на Варшаву. Несмотря на это, никогда еще ни одно польское правительство – в том числе правительство ЗиС – не объявляло в связи с этим ЧП. Никакие источники не указывают на то, что правительство обладало разведданными об исключительности «Запада» этого года».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Бербок видит в Москве принципиального противника

Бербок видит в Москве принципиального противника

Олег Никифоров

Глава германского МИД опасается вторжения России в Евросоюз

0
1090
Первые указы Трампа не коснулись России и Украины

Первые указы Трампа не коснулись России и Украины

Данила Моисеев

Геннадий Петров

Новый президент США развил бурную деятельность во внутренней, а не во внешней политике

0
1065
От белорусских продавцов будут добиваться большей душевности

От белорусских продавцов будут добиваться большей душевности

Дмитрий Тараторин

Новый министр торговли пообещал внедрять советские практики

0
789
Как наука может превратиться в политику и какие это может иметь последствия

Как наука может превратиться в политику и какие это может иметь последствия

Андрей Ваганов

Экспертное знание ученых становится все более значимым ресурсом власти

0
1648

Другие новости