Велосипедистам в столице Германии – зеленую улицу! Фото Reuters
Параллельно с федеральными парламентскими выборами 26 сентября в Германии состоятся выборы в местные заксобрания. Согласно предварительным данным, основная борьба в Берлине развернется между представительницами социал-демократов (СДПГ) и «Зеленых». В случае победы последней жителям столицы предложат вместо автомобиля пользоваться велосипедом или общественным транспортом.
Последний опрос общественного мнения в рамках программы «Немецкий тренд», проведенный Первой программой телевидения (ARD), показал, что на федеральном уровне немецкие социал-демократы увеличивают отрыв от консервативного блока ХДС/ХСС. Сейчас за них готовы проголосовать 25% избирателей. За ХДС/ХСС – 20%, за «Зеленых» – 16%. Улучшили свои позиции либералы (СвДП) – 13%, а также правые популисты («Альтернатива для Германии») – 12%.
Общий тренд коснулся в какой-то степени и региональных организаций. Ведь в Берлине 26 сентября состоятся выборы в местное Законодательное собрание. В столице основная борьба разворачивается между «Зелеными» и СДПГ. По опросам, проведенным институтом по изучению общественного мнения Forsa в середине августа, за «Зеленых» и социал-демократов были готовы отдать голоса по 21% избирателей, за консерваторов – 17%. Шансы пройти в берлинский парламент имеют также и левые. За Левую партию были готовы проголосовать 14%. В столице Германии сейчас земельная коалиция состоит из представителей СДПГ, «Зеленых» и Левой партии. Правящий бургомистр Михаэль Мюллер (СДПГ) удерживает свой пост с 2014 года.
Выборы в Берлине имеют важное значение, поскольку на них обкатывается и вариант создания коалиции левых сил на федеральном уровне. Но программа «Зеленых» в Берлине носит более радикальный характер, чем федеральная программа. И можно предположить, что в случае, если правящим бургомистром станет представительница «Зеленых», то это окажет влияние и на формирование будущего федерального правительства при условии участия в нем «Зеленых».
В Берлине лидером «Зеленых» является Беттина Яраш, в прошлом журналистка. Она выступает с довольно радикальных позиций, и в центре ее предвыборной программы – освобождение столицы на Шпрее от автотранспорта. Прежде всего Яраш борется против завершения строительства городского автобана А100. В транспортном плане автобан нужен городу, поскольку Берлин по-прежнему разделен на Восточный и Западный, и возможности проезда между бывшими секторами Западного и Восточного Берлина ограничены. Но шестиполосный городской автобан проходит по окраинам, и его «жертвами» становятся сельскохозяйственные земли и многочисленные садоводческие товарищества. Поэтому в городе регулярно проходят демонстрации, организованные сторонниками защиты окружающей среды, в ходе которых автобан называется «монстром из прошлого». Тем не менее недавний опрос институтом общественного мнения Civey показывает, что подавляющее большинство берлинцев выступают за завершение его строительства.
Главными сегментами общественного транспорта являются сейчас объединенные в одну сеть метро и городские железные дороги. Но периодически вспыхивающие забастовки сотрудников железных дорог, как и нынешняя стачка водителей локомотивов, делают этот вид транспорта ненадежным. Поэтому Яраш предлагает жителям вместо автомобиля пересесть на велосипеды или общественный транспорт. В густонаселенных районах города она предлагает наладить пятиминутный цикл работы городских автобусов и поездов железной дороги, а на окраинах – десятиминутный цикл.
Для Яраш высшим приоритетом является достижение Берлином климатической нейтральности. Поэтому она выступает за полное закрытие внутренней части города для автомобильного транспорта к 2030 году. А это целых четыре района города. Впрочем, радикальное крыло берлинских «Зеленых» предлагает освободить к 2030 году весь город от автотранспорта и переделать автобаны в велосипедные дорожки.
Возможно поэтому, по последним опросам, сама Яраш проигрывает кандидату СДПГ, бывшему федеральному министру по делам семьи Франциске Гиффей, выступающей за завершение строительства А100 (нынешний правящий бургомистр социал-демократ Мюллер борется за место в Бундестаге). Сейчас же за Гиффей как правящего бургомистра и ее партию готовы отдать голоса 22% берлинцев, а за Яраш и «Зеленых» – 18%.
Второй городской проблемой, по которой скрещивают копья социал-демократы и «Зеленые», является дороговизна съемного жилья. Сейчас арендаторы квартир в Берлине платят 10,49 евро за 1 кв. м в месяц. Таким образом, с 2016 года стоимость найма увеличилась на 22%. Яраш предлагает ввести «зонтик для квартиронанимателей» – мораторий на рост квартплаты в течение пяти лет. При этом она не исключает, что если владельцы квартир не пойдут на предлагаемые условия, то следующим шагом будет национализация принадлежащих им квартир и передача их в собственность города. Именно национализация жилого сектора и является главным требованием нынешнего партнера «Зеленых» и СДПГ по берлинской правящей коалиции Левой партии. В Берлине имеется около 2 млн квартир, и из них 86% сдается внаем. Из сдающихся внаем квартир 72,2% находятся в собственности частных лиц, 11,4% принадлежат жилищным кооперативам и 16,4% – фирмам, специализирующимся на строительстве и последующей сдаче жилья.
Позиция Гиффей более умеренная. Она лишь предлагает увеличить темпы жилищного строительства в Берлине и ежегодно вводить по 20 тыс. новых квартир.
комментарии(0)