0
5500
Газета В мире Печатная версия

05.09.2021 19:58:00

Для Запада Афганистан может оказаться важнее Крыма

НАТО предлагает Москве дружить против террористов

Тэги: афганистан, талибы, терроризм, нато, оборонаЮ сша, европа, крым


афганистан, талибы, терроризм, нато, оборонаЮ сша, европа, крым По мнению Йенса Столтенберга, Россия и Китай должны сделать то, что не удалось США и НАТО. Фото Reuters

Несмотря на серьезнейшие разногласия, Запад рассчитывает на сотрудничество с Россией в деле предотвращения террористической угрозы, исходящей из Афганистана. Видимо, так следует трактовать интервью, которое дал генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. По мнению экспертов, в данном случае тесное сотрудничество РФ и Запада возможно, однако его осложнят, если не исключат вообще, проблемы на других внешнеполитических направлениях и прошлый не очень удачный опыт взаимодействия по Афганистану.

В интервью газете Sunday Telegraph Столтенберг рассказал об уроках, которые НАТО извлечет из недавних афганских событий. По его мнению, «Талибан» (запрещен в РФ) смог быстро захватить страну в первую очередь из-за коррупции местных властей и отсутствия у сил западной коалиции четких планов противодействия противнику, в том числе на переходный период – то есть на время вывода американских войск.

Эти объяснения причин афганской неудачи Запада не новы. О том, что правительство Ашрафа Гани коррумпировано и потому не сможет организовать эффективную борьбу с талибами, а Пентагон не имеет внятной стратегии действий, в западной прессе говорили, еще когда войска США находились в Афганистане. Однако, если судить по словам Столтенберга, НАТО извлечен новый урок, и он касается взаимодействия со странами, не входящими в альянс. «Я всецело согласен с тем, что все международное сообщество, включая Россию и Китай, должно прилагать усилия для того, чтобы Афганистан не стал местом, где террористические группировки могут свободно действовать, организуя, планируя и финансируя нападения в наших странах», – сказал генсек.

В чем должны выражаться эти усилия, Столтенберг не пояснил. В пользу того, что по крайней мере многие западные руководители зондируют возможность сотрудничества с Россией в деле минимизирования угрозы, вызванной победой «Талибана», свидетельствует и ряд событий. Прежде всего речь идет об интервью министра иностранных дел Японии Тосимицу Мотэги, данное в воскресенье телеканалу NHK. В нем он заявил, что «для обсуждения ситуации в Афганистане G7 на следующей неделе проведет переговоры на уровне внешнеполитических ведомств». На этих переговорах, утверждал министр, должны присутствовать представители России, Китая и других стран.

Сам факт участия РФ в мероприятии G7, пусть даже не в статусе полноправного члена, стал бы дипломатическим прорывом в отношениях с Западом. «Большая восьмерка» превратилась в «большую семерку» в 2014 году, когда семь стран осудили присоединение Крыма к России.

Сейчас этот неформальный клуб государств того, что условно именуется Западом, включает в себя США, Великобританию, Италию, Японию, Францию, Канаду, Германию. Идея вернуть в него Россию высказывалась Дональдом Трампом во время его президентства, однако поддержки не нашла.

Само руководство РФ неоднократно заявляло, что этот формат сотрудничества ему больше не интересен. Как выразился министр иностранных дел России Сергей Лавров, «жизнь ушла вперед». Есть формат G20. РФ – его участник, равно как и страны «большой семерки». Соответственно нет необходимости в возврате к «восьмерке». Тем не менее не факт, что многочисленные заявления такого рода, звучавшие от российских чиновников различных рангов, действительно являются искренними. Все-таки членство в «семерке» имеет большое символическое значение. Возвращение РФ в этот клуб, членом которого страна стала при Борисе Ельцине в 1997 году, свидетельствовал бы о снижении уровня конфронтации с Западом.

Впрочем, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова не подтвердила слова Мотэги. Она заметила, что западные партнеры России демонстрируют «несистемный подход». «Мы получили два дня назад сигналы от Берлина и Парижа относительно некой встречи, но о «семерке» речь не шла. Затем последовало заявление Токио уже в контексте «семерки». Все это происходит на фоне разнокалиберных заявлений «семерки» по России и то неучастию, то участию в формате», – сказала она. По словам Захаровой, «налицо отсутствие у партнеров четкого понимания, чего они хотят от себя и окружающего мира».

Действительно, заявление Мотэги вызывает много вопросов. В первую очередь непонятно, какая встреча G7 имеется в виду. Госсекретарь США Энтони Блинкен 3 сентября анонсировал проведение на этой неделе онлайн-встречи министров иностранных дел по Афганистану, но в формате G20. Ее организаторами станут Соединенные Штаты и Германия. При этом днем ранее премьер-министр Италии Марио Драги говорил о том, что «двадцатка» соберется «в любом случае» после Генеральной ассамблеи ООН. То есть в конце сентября. Следует добавить, что Италия – председатель G20. Возможно, однако, что Драги имел в виду именно саммит глав государств, а не встречу министров иностранных дел.

Как бы то ни было, из неясных и противоречивых заявлений западных лидеров можно сделать вывод, что по крайней мере игнорировать Россию в своей афганской политике США и их союзники не собираются, и это объяснимо. РФ наряду с Китаем поддерживает контакты с талибами, а также может влиять на страны Средней Азии, граничащие с Афганистаном. Россия также заинтересована в ослаблении санкционного давления Запада. Остается открытым вопрос, может ли быть все это конвертировано в сотрудничество по Афганистану.

Доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Фененко в беседе с «НГ» обратил внимание на то, что для США борьба с влиянием КНР и РФ все равно является более важным приоритетом, нежели полное устранение террористической угрозы. Это следует из заявлений и действий Джозефа Байдена. «Странно, что Столтенберг вообще думает, что РФ и КНР в этой ситуации что-то должны», – сказал он. Кроме того, Фененко отметил, что сотрудничество России с НАТО во время западной операции в Афганистане, в общем-то, не сложилось. «Попытки такого рода предпринимались в 2001 и 2002 годах. Но в итоге в 2003 году в НАТО объявили о переводе миссии в Афганистане под свой особый контроль без согласия ООН», – сказал эксперт.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Центральной Азии исламисты начинают "антикитайский джихад"

В Центральной Азии исламисты начинают "антикитайский джихад"

Андрей Серенко

Атаки экстремистов связывают с политикой КНР в отношении населения Синьцзян-Уйгурского автономного района

0
1002
Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

0
1465
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
3680
У нас

У нас

0
2183

Другие новости