Генерал Бассьер хочет, чтобы США обладали превосходством над ядерными силами России и Китая. Фото со страницы авиабазы Андерсен в Facebook
Пекин уступил просьбе США и согласился на виртуальные переговоры китайского и американского военных чиновников. Обсуждались Афганистан и риски столкновений в Южно-Китайском море. В то же время Стратегическое командование США заявило, что через несколько лет КНР, а не РФ станет главной ядерной угрозой для Америки. Снимки со спутников говорят, что в Китае строятся сотни шахт для пуска ядерных ракет. Пекин же утверждает, что его ядерные силы карликовые по сравнению с американскими.
Переговоры между военными двух держав состоялись впервые после вступления Джозефа Байдена на пост президента США. Как подчеркивает Reuters, Байден назвал конкуренцию с Пекином «самым большим геополитическим тестом» ХХI века.
Несмотря на это, американские военные чиновники давно стремились установить линии коммуникаций с китайскими коллегами, чтобы избегать возможных инцидентов. И вот Майклу Чэйсу, заместителю помощника министра обороны США, удалось переговорить по видеосвязи с генерал-майором Хуан Сюэпином, заместителем директора отдела по международному сотрудничеству Народно-освободительной армии Китая (НОАК).
«Обе стороны согласились, что важно поддерживать работающими линии коммуникаций между военными двух стран», – сообщили США. По их версии, обсуждалась безопасность в Южно-Китайском море. Но китайские источники сообщили газете South China Morning Post, что эта тема перестала быть самой острой, главное беспокойство у Пекина вызывает Афганистан. Это стало, как видно, причиной того, что КНР решила возобновить контакты с Пентагоном.
Но эти контакты совсем не затрагивают сферу ядерного оружия, и в Вашингтоне этим крайне недовольны. На сцене возник генерал Томас Бассьер, заместитель командующего стратегического командования США. Он сказал: утверждения Китая, что он хочет поддерживать минимальные силы как средство ядерного сдерживания, не соответствуют действительности. Наступит момент, когда угрозы, исходящие от Китая, превысят число угроз, которые сейчас исходят от России. Это случится через несколько лет. Такая оценка будет сделана Пентагоном не только на основе того, сколько у Пекина ядерных боеголовок; будет принята в расчет и их оперативная дислокация.
А ведь у США есть с Россией диалог о том, как уменьшить риск неправильных толкований и ошибок; а с Китаем такого диалога нет. И это в тот момент, когда снимки со спутников показывают, что Китай, вероятно, строит сотни новых пусковых шахт для ядерных ракет. Китай ранее заявлял, что его арсенал карликовый по сравнению с США и Россией. Он согласен на диалог, но только в том случае, если Вашингтон сократит свои запасы до уровня Китая.
В 2020 году Пентагон в докладе Конгрессу сообщил, что в развернутом виде у Китая около 200 ядерных боеголовок, но указал, что число их по крайней мере удвоится. А Бассьер теперь говорит, что в прошлом году Китай провел больше испытаний возможностей баллистических ракет, чем весь остальной мир.
Реакция официальных лиц КНР на откровения американского генерала, очевидно, еще последует, но пока его стал опровергать Ху Сицзинь, главный редактор газеты Global Times, издаваемой в Пекине Компартией. Бассьер хочет решить две зловещие задачи. Во-первых, он хочет посеять семена раздора между Россией и Китаем, возбудив опасения у России, пишет Ху. Число ядерных боеголовок у Китая на порядок меньше, чем у России. У России больше ядерных боеголовок, чем у США. Немыслимо, чтобы ядерный арсенал Китая превысил российский в обозримом будущем. Во-вторых, генерал хочет втянуть Китай в диалоговый механизм, который ограничит развитие его ядерного арсенала. А это позволит сохранить огромный разрыв в ядерной мощи между Китаем и США, утверждает китайский публицист.
В беседе с «НГ» Василий Кашин, старший научный сотрудник Высшей школы экономики, отметил: «В течение нынешнего десятилетия Китай будет уступать России по количеству боеголовок. Но если говорить о долгосрочной перспективе, то у Китая, конечно, больше ресурсов для того, чтобы нарастить их число. Возможно, он окажется в иной лиге по сравнению с Британией и Францией и совершит рывок к нескольким сотням, тысяче боеголовок. Тут имеет значение не только количество боеголовок, но и то, как ими управляют, а также ассортимент. Например, у Китая есть такие классы оружия, которых у России нет. Это баллистические ракеты средней дальности».
Еще один важный момент. Раньше у китайцев не было такого понимания боевого дежурства, как в России. «У них боеголовки хранились отстыкованными от ракет. Сейчас это будет меняться. Тут крайне важно, чтобы китайцы быстро приобрели тот же опыт, который есть у россиян и у американцев», – подчеркнул эксперт.
Что касается перспективы присоединения Китая к переговорам по ядерному оружию, то его позиция остается прежней. Пекин никогда не согласится на то, чтобы за ним закрепили более низкий порог ядерных вооружений, чем за Россией, США или какими-либо другими странами, заключил Кашин.
комментарии(0)