Нафтали Беннет хочет убедить Байдена в необходимости дальнейшей поддержки Израиля. Фото Reuters
Премьер-министр Израиля Нафтали Беннет находится с многодневным визитом в Вашингтоне и в четверг впервые встретился с Джозефом Байденом. В ходе переговоров в США стороны обсудили двустороннее сотрудничество. Однако ключевой темой для израильского премьера является недопущение восстановления Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), так называемой «ядерной сделки» с Ираном. Отменить ее вряд ли получится, но израильский премьер может все-таки укрепить отношения с американскими демократами и склонить Байдена к некоторым уступкам.
Беннет, вступивший в должность в июне 2021 года, пытается наладить связи с новой администрацией США в не самый простой момент для отношений двух государств. Байден – убежденный сторонник восстановления «ядерной сделки» с Тегераном, возвращения к которой Тель-Авив не хочет. Американо-иранские переговоры возобновятся и, как ожидается, дадут какие-то результаты уже в сентябре. По прочим вопросам нынешний президент Соединенных Штатов также более сложный партнер для Израиля, чем Дональд Трамп.
По сообщению израильских СМИ, Беннет привез в США стратегию борьбы с возможным усилением иранского влияния после восстановления «ядерной сделки». Ее детали держатся в секрете, но в целом планы израильтян ясны. Тель-Авив намерен путем изоляции Ирана, союза с рядом арабских государств и, возможно, диверсий не допустить распространения ядерного оружия на Ближнем Востоке. Также Беннет пытается убедить американцев поддержать расширение еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан, а также предотвратить создание американцами консульства в Иерусалиме для палестинцев. Сделать это будет весьма непросто. Байден куда больше, чем Трамп, склонен прислушиваться к глобальным институтам, включая ООН, которые критикуют израильскую внешнюю и внутреннюю политику. Кроме того, в Белый дом частично вернулась команда Барака Обамы, а он практику расширения поселений не одобрял.
Перед визитом в Белый дом Беннет встретился с министром обороны США Ллойдом Остином и госсекретарем Энтони Блинкеном. Подробностей их переговоров не приводится, вряд ли можно ожидать много информации и после разговора с Байденом. В существующих обстоятельствах союзникам нет необходимости раскрывать детали сотрудничества, которое, несмотря ни на что, продолжит быть тесным, а также смущать своих граждан разногласиями.
«Шансов воспрепятствовать переговорам США и Ирана почти нет. При Обаме Байден лично принимал участие в заключении «ядерной сделки», он поддерживал идею ее восстановления и в ходе своей предвыборной кампании. Свои позиции он вряд ли поменяет», – говорит директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта при МГУ им.М.В. Ломоносова Юрий Рогулев.
Вместе с тем в разговоре с «НГ» эксперт отметил, что израильский премьер все-таки попытается убедить администрацию Байдена, которую и так критикуют за провалы в Афганистане и неудачу в препятствовании строительству «Северного потока – 2», что сдавать позиции на Ближнем Востоке и ухудшать положение своего главного союзника в регионе нельзя.
«В любом случае таких теплых, доверительных отношений у Беннета с Байденом, какие были между Биньямином Нетаньяху и Трампом, все равно не будет. И дело не только во взглядах нынешнего президента США», – полагает Рогулев. Он напоминает, что Трампа к произраильскому курсу обязывали даже родственные связи. Его дочь Иванка Трамп замужем за выходцем из семьи ортодоксальных евреев Джаредом Кушнером. Зять играл роль советника Трампа в ближневосточных делах. При Байдене же, как считает Рогулев, израильское лобби не может иметь таких свобод, как при его предшественнике.
«Нынешняя израильская администрация намерена восстановить поддержку сразу обеих крупнейших партий США, поскольку при Нетаньяху отношения страны с демократами ухудшились. Соответственно на официальном уровне будет меньше радикальной риторики, заявления будут осторожными. Что же касается ядерной программы Ирана, то здесь Беннет может постараться попросить об уступках без сильного давления. Например, убедить Байдена сделать так, чтобы Тегеран давал больше информации о своих ядерных объектах, хотя, конечно, и израильская разведка в этом направлении не бездействует», – сказала «НГ» научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Людмила Самарская.
комментарии(0)