Фото Reuters
Премьер Израиля Нафтали Беннетт сообщил, что намерен в ходе визита в Вашингтон представить президенту Джозефу Байдену план сдерживания Ирана. Дополнительные аргументы Беннетту, вероятно, дадут не только пробуксовка переговоров о восстановлении ядерной программы и обострение танкерной войны вокруг Аравийского полуострова, но и ситуация в Афганистане. Источники западных СМИ утверждают, что шок Белого дома и общественности США от быстрого падения Кабула может дать обратный эффект, заставив Вашингтон действовать жестко в других регионах.
О своих намерениях Беннетт рассказал на заседании правительства. «Я скажу президенту Байдену, что пришло время остановить Иран, а не бросать ему спасательный круг в виде «ядерной сделки», срок действия которой истек», – сообщил премьер.
В Вашингтон политик должен отправиться уже 24 августа. Личная встреча с Байденом запланирована на 26-е число. По словам Беннета, властями еврейского государства был разработан особый план, чтобы обуздать Тегеран с точки зрения «как ядерного аспекта, так и аспекта региональной агрессии». Никаких дополнительных деталей Беннет, который занял пост премьер-министра в этом году по итогам внеочередных парламентских выборов, не привел.
Тем не менее важно то, в какой атмосфере будут проходить его переговоры с Байденом. Израильский журналист Бен Каспит в своей колонке для западного издания Al-Monitor цитирует свои источники в разведсообществе, которые уверяют: нынешняя ситуация в Афганистане дает хороший шанс еврейскому государству убедить США ужесточить политику на иранском направлении. По их словам, тот шок, который испытали и администрация президента, и общественность в Америке, может иметь «прямо противоположный эффект». Согласно этому предположению, унизительный провал на афганском направлении мог бы заставить Вашингтон показать свою силу на других аренах, в том числе на ближневосточной.
Все прогнозы сходятся на том, что Беннет скорее всего будет убеждать Вашингтон отказаться от идеи мирных переговоров с Тегераном. «Американцы – единственные, у кого есть заслуживающий доверия, существенный военный план, который не предполагает боевых действий «на земле», чтобы уничтожить или по крайней мере серьезно повредить ядерную инфраструктуру Ирана, – цитирует Al-Monitor неназванных собеседников в израильском дипломатическом корпусе. – Твердо и серьезно изложить этот вариант и показать свою решимость его применить – это единственный способ выйти из тупика, в котором оказались попытки остановить ядерную программу Ирана». Аргументов израильтянам прибавляет и поведение иранцев.
В минувшие выходные военное ведомство Исламской Республики проинформировало, что намерено усилить оборонную активность за пределами иранских границ. «Наша страна должна сыграть важную роль в укреплении фронта сопротивления и расширении защиты наших интересов национальной безопасности за пределы страны», – говорится в сообщении министерства. Отмечается, что эта инициатива Ирана включает в себя увеличение оборонных возможностей и «постоянное обновление способности справляться с угрозами». Эти довольно общие высказывания иранского Министерства обороны заставили наблюдателей рассуждать о том, что Исламская Республика больше не хочет вести переговоры о возвращении к «ядерной сделке».
Тем более что именно на Тегеран возлагают ответственность за обострившуюся не так давно танкерную войну в Аравийском море и Оманском заливе, когда торговые суда подверглись серьезным диверсиям, в том числе с применением дронов-камикадзе.
Отдельный повод для критики создают действия Ирана в ядерной сфере. В частности, на минувшей неделе МАГАТЭ по итогам проведенной проверки сообщило, что иранская сторона использовала 257 г урана, который был обогащен до 20%. Это уже третий шаг в четырехэтапном плане Ирана по снятию с себя обязательств в рамках «ядерной сделки» – Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), который был подписан в 2015 году. Четвертый предполагает создание топливной пластины реактора. Западные столицы на этом фоне отмечают, что у Тегерана «нет реальной потребности» в производстве металлического урана, потому что все это имеет «прямое отношение к разработке ядерного оружия».
Восстановление СВПД было отдельной темой переговоров в Вене, которые вели с Ираном остальные подписанты «ядерной сделки». В них США принимали опосредованное участие. Они были временно приостановлены из-за президентских выборов в Иране. Пришедший по их итогам к власти Эбрахим Раиси сообщил, что готов продолжить переговоры и поддержать дипломатические инициативы предшественника, однако предложил американской стороне снять часть санкций. Как сообщил ранее постоянный представитель РФ при международных организациях в Вене Михаил Ульянов, конкретная дата возвращения к переговорам сейчас неизвестна: многое зависит от иранского руководства. В то же время он не исключил, что иранцы могут скорректировать позицию.
комментарии(0)