Фото Reuters
В Москве завершились переговоры российского президента Владимира Путина и федерального канцлера Германии Ангелы Меркель, которая прибыла с российскую столицу с однодневным визитом и после этого направилась для переговоров в Киев. НГ подробно анализировала темы, которые могли затрагиваться в ходе этой встречи.
Однако, на самом деле, палитра переговоров оказалась намного шире и, как показала прошедшая пресс-конференция по итогам встречи, значительное время, судя по всему, было уделено обсуждению острых тем двусторонних отношений, связанных с Алексеем Навальным (Меркель потребовала его освобождения) и прекращением деятельности в Москве трех немецких НПО. Последнее событие особенно важно в плане будущего контактов в рамках «гражданского общества» особенно сейчас, когда в России все еще проходит Год Германии, от которого ожидали, что он станет источником новых полезных импульсов для российско-германских отношений в различных сферах жизни. С точки зрения немецкого государственного информационного агентства Deutsche Welle (DW), это решение российской Генпрокуратуры объяснялось «стремлением Кремля изолировать российское гражданское общество». Проблема подобного запрета для будущего отношений ФРГ и России связана с тем, что две из трех НПО являлись участницами Петербургского диалога, созданного в свое время Путиным и тогдашним немецким канцлером Герхардом Шредером. Немецкие политики разного спектра потребовали в этой связи отложить проведение мероприятий в рамках диалога до восстановления деятельности в России указанных НПО. Поэтому и канцлер Меркель на совместной пресс-конференции высказалась в том духе, что восстановление деятельности этих НПО является залогом успеха для Петербургского диалога.
В этой связи не может не обратить на себя внимание, что Меркель фактически уклонилась от ответа на вопрос корреспондента Russia Today о допуске этого телеканала для вещания на немецком языке.
В целом, судя по запоздавшей почти на полтора часа по сравнению с графиком пресс-конференциеи, между лидерами двух государств состоялся оживленный обмен мнениями по целому ряду международных проблем: от путей урегулирования в Ливии, положения в Сирии, Афганистане и Ираке, проблем, возникших с иранской ядерной программой после выхода США из Совместного и всеобъемлющего пана действий(СВПД).
Понятно, что в центре внимания переговоров стояли такие вопросы как «Северный поток-2» и ситуация на юго-востоке Украины. Заслуживает внимания, что у Меркель не было никаких сомнений в полезности «Северного потока-2» для Германии и Европы в целом. А Владимир Путин согласился с использованием украинской газотранспортной системы (ГТС) и после 2024 года, когда истекает нынешний пятилетний договор о транзите через нее российского газа в Европу. Однако российский президент справедливо заметил, что к тому времени европейские страны, как конечные потребители газа, должны будут сообщить российской стороне, какие объемы газа они намерены закупать у России. Поскольку планируемый ЕС «зеленый поворот», т.е. полный отказ от ископаемого топлива может поставить производителей газа в России в сложное положение.
Ни у Путина, ни у Меркель не было сомнений, что созданный в свое время нормандский формат как и Минские соглашения являются единственным ключом для решения ситуации на юго-востоке Украины. Путин обратился в этой связи к Меркель на предстоящих переговорах с украинским президентом Владимиром Зеленским убедить его в необходимости осуществления конкретных шагов, предусмотренных последними встречами в нормандском формате.
Оба лидера сочли позитивным уровень и развитие экономических связей между двумя государствами.
комментарии(0)