Фото Reuters
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган провел в Анкаре знаковые переговоры с помощником по национальной безопасности Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) Тахнуном бин Заидом Аль Нахайяном. Визит, который нанес в столицу высокопоставленный представитель аравийской монархии, ознаменовал серьезный сдвиг в отношениях между Турецкой Республикой и странами Персидского залива, с некоторыми из которых она долгое время находилась в состоянии открытой конфронтации. В экспертной среде считают, что на такие примирительные жесты Эрдогана толкают непростые обстоятельства.
По итогам встречи в Анкаре Эрдоган сообщил, что переговоры, которые велись между его страной и ОАЭ по линии разведывательных ведомств, окупились. «Я верю, что в предстоящем процессе будет еще несколько переговорных раундов», – сказал президент Турции, добавив, что он абсолютно открыт для саммита с фактическим правителем Эмиратов – наследным принцем Абу-Даби Мухаммедом бин Заидом Аль Нахайяном. В свою очередь, дипломатический советник эмиратского руководства Анвар Гаргаш охарактеризовал переговоры в Турции как «исторические и позитивные». «Приоритет процветания и развития – это движущая сила нашей как внутренней, так и внешней политики», – написал он в Twitter.
Стало известно и о вероятной разморозке инвестиционной активности между двумя государствами. По крайней мере Эрдоган проинформировал, что Эмираты намерены сделать «серьезные инвестиции» в Турцию «в очень короткие сроки». Это, вероятно, помогло бы республике нейтрализовать последствия глубокого экономического кризиса. Исследователи ожидают, что между Анкарой и Абу-Даби также будет расширено сотрудничество в сфере безопасности.
Подобные новости – большая редкость. Турция и ОАЭ придерживаются прямо противоположных позиций в ряде конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В то время как Анкара открыто поддерживала западные власти Ливии, Абу-Даби, как считалось, помогал командующему Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифе Хафтару. Еще в мае 2020 года глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу отмечал, что «действия ОАЭ привели к хаосу на Ближнем Востоке из-за их вмешательства в дела Ливии, Йемена и других стран региона». «Абу-Даби и ряд других столиц пытаются надолго дестабилизировать ситуацию в Ливии, разделить эту страну», – заявлял дипломат, отдельно замечая, что ОАЭ стремятся «атаковать турецких военных».
В интервью изданию Nikkei, которое вышло 19 августа, высказывания шефа турецкой дипломатии в адрес Эмиратов и их соседей излучали дружелюбие. «Турция всегда выступала за установление взаимовыгодных отношений с соседними странами для повышения безопасности, стабильности и процветания региона и его жителей, – отметил Чавушоглу. – Мы можем преодолеть наши разногласия с Саудовской Аравией и ОАЭ через открытый и откровенный диалог. У нас тесные культурные связи и контакты между нашими народами. Поэтому я не вижу причин для того, чтобы отношения не развивались, если мы предпримем для этого искренние и конкретные шаги. Я уверен, что в предстоящий период у нас улучшатся связи с Саудовской Аравией и ОАЭ».
В разговоре с «НГ» старший директор турецкой программы в американском Фонде защиты демократий Айкан Эрдемир, который в прошлом был депутатом турецкого парламента, отметил, что Турция и ОАЭ были главными противниками в спорах вокруг организации «Братья-мусульмане» (запрещена в России). «Еще недавно Анкара неоднократно обвиняла Абу-Даби в причастности ко всем заговорам против Турции, включая попытку государственного переворота 2016 года, различные террористические атаки и экономические кризисы», – напомнил аналитик. Однако избрание президента США Джозефа Байдена, а также его стремительные попытки заключить сделку с Ираном изменили позицию Анкары, говорит Эрдемир.
Теперь Эрдоган пытается улучшить отношения с Израилем, Египтом, Саудовской Аравией и ОАЭ в надежде, что это поможет смягчить региональную изоляцию Турции, рассуждает собеседник «НГ». «Несмотря на то что Эрдоган, который был ключевым покровителем «Братьев-мусульман», не питает симпатий к настроенному по отношению к ним враждебно руководству в Египте, Саудовской Аравии и ОАЭ, он чувствует необходимость быть прагматичным в международных отношениях в эпоху Байдена, – отмечает Эрдемир. – Независимо от того, увенчаются ли успехом эти попытки нормализации, Эрдоган считает, что такие жесты помогут улучшить отношения с администрацией Байдена, которая критиковала Анкару более открыто, чем администрация Трампа».
Отдельно собеседник «НГ» в то же время напоминает, что именно на территории Эмиратов скрывается один из лидеров турецкой организованной преступности Седат Пекер, который, публикуя свои видеообращения в YouTube, рассказывает о подноготной турецкой политики и тайнах политического истеблишмента в Анкаре. «Присутствие в Дубае босса мафии, ставшего разоблачителем и потрясшего за последние несколько месяцев правительство Эрдогана своими признаниями, также стало фактором, вынудившим Турцию искать пути улучшения отношений с ОАЭ для предотвращения этого ущерба», – резюмирует Эрдемир.
комментарии(0)