Южноафриканцы производят вакцины, но не получают их. Фото со страницы правительства ЮАР в Flickr
Расследование газеты New York Times, в котором указано, что в ЮАР производились миллионы доз вакцины и отправлялись в Европу, вызвало негативную реакцию южноафриканской общественности и сторонников равного доступа к препарату. Из страны уже вывезено как минимум почти 33 млн доз, в то время как вакцинировано в ЮАР лишь 7% населения. От компании, изначально уверявшей, что вакцины доставят африканцам, а не европейцам, требуют ответа. Госструктуры ЮАР заявляют, что неудачно заключенный контракт с компанией просто не оставил им выбора. Запад так и не готов помогать Африке полноценно.
Показательно, что у компании Johnson&Johnson имеется контракт на поставку вакцин в ЮАР в количестве 31 млн доз. Между тем почти такое же количество – 32 млн – было вывезено из страны. Еще 800 тыс. было отправлено в Испанию другой компанией – южноафриканской Aspen, которая также имеет контракт с Johnson&Johnson. Известно о крупных поставках вакцин в Германию.
В Johnson&Johnson заявляют, что якобы делают все возможное для поставок в Африку и уже предоставили 500 тыс. вакцин медицинским работникам в ЮАР. В Aspen отмечают, что 60% вакцин, произведенных в Нидерландах, будут поставлены на самый жаркий континент. Впрочем, от этих оправданий африканцам легче не становится.
В Министерстве здравоохранения ЮАР заявили, что так были составлены контракты, и ничего с этим пока поделать нельзя, несмотря на решимость активистов, которые призывают пересмотреть контракты. По всей видимости, в Евросоюзе сделали выводы после скандала в начале этого года, когда выяснялось, что вакцины AstraZeneca в приоритете поставляются в Британию, а не в другие страны Европы. В какой-то степени теперь в такой же ситуации проигравшей стороной оказались африканцы.
Таким положением возмутились и многие деятели левых взглядов по всему миру. Например, бывший премьер-министр Британии Гордон Браун в заметке в газете Guardian назвал поведение представителей Запада «шокирующе символическим», а отношение к здравоохранению в Европе «неоколониальным». Он отметил, что в то время как в Европе и США вакцинировалась половина населения, в Африке полную вакцинацию прошло лишь 1,8% жителей.
По всей видимости, спасение дела вакцинации должны взять в свои руки сами африканцы. Браун отметил, что инициатива создания COVAX для предоставления вакцин бедным странам тоже не достигла своих целей. Планировалось, что к концу года в Африку должно быть доставлено 700 млн доз препарата, чтобы приблизить континент к цели вакцинировать 30% населения. Этого могло бы и хватить, с учетом того что пожилых людей, которым COVID-19 угрожает особо, здесь не так много. Однако на данный момент реальной целью является лишь доставка 60 млн вакцин к сентябрю.
В этой ситуации бывший премьер Британии советует Африканскому фонду по приобретению вакцин (AVAT) обратиться за помощью к китайцам и закупить 200 млн доз у них. О варианте закупки вакцин у России он не упомянул. Также он предложил изменить политику президенту США Джозефу Байдену, премьеру Британии Борису Джонсону и премьеру Италии Марио Драги и дать реальные гарантии африканцам на поставки вакцин.
Впрочем, шансы на это весьма невелики. Например, у Байдена в приоритете американцы, и в этом смысле его линия не так сильно отличается от того, что делал его предшественник Дональд Трамп.
Проблема на самом деле стоит шире: насколько готов Запад помогать отстающей в развитии Африке? Готов ли он хотя бы в малой степени пожертвовать благополучием своих жителей? Пока очевидно, что помощь бедным странам предоставляется по остаточному принципу, в то время как бизнес продолжает использовать Черный континент на полную мощность. Сейчас Запад предпочитает предоставить третью, страховочную вакцину своему жителю вместо первой – африканцу.
комментарии(0)