Уильям Бернс хорошо знаком политикам Израиля. Фото Reuters
В Израиль приехал директор ЦРУ Уильям Бернс. Цель его визита, по данным СМИ, заключается в том, чтобы, насколько это возможно, успокоить союзника и сделать так, чтобы израильтяне не мешали переговорам с Ираном. Перспектива возвращения США к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) – «ядерной сделке» – и, как следствие, ослабление антииранских санкций Вашингтона израильские власти откровенно пугают.
В пресс-службе премьер-министра Израиля Нафтали Беннета не стали сообщать о программе визита директора ЦРУ. Однако, по данным СМИ, Бернс собирается посетить как израильскую территорию, так и Палестину. Как передал телеканал «Аль-Арабия», в планах директора ЦРУ – переговоры с рядом высокопоставленных израильских чиновников, в том числе с Беннетом и главой «Моссада» Давидом Барнеа. Израильский портал Walla news сообщает, что на встрече с двумя чиновниками Бернс собирается обсуждать главным образом Иран. «Израиль надеется услышать больше о политике США в отношении иранского правительства и возможном возвращении Вашингтона к «ядерной сделке» 2015 года», – сообщает со ссылкой на израильских официальных лиц портал Axios.
Представители администрации президента США Джозефа Байдена неоднократно заявляли, что их намерение улучшить отношения с Ираном не носят антиизраильский характер. В доказательство того, что политика США на Ближнем Востоке не претерпит кардинальных изменений, новый глава государства не стал пересматривать решения своего предшественника Дональда Трампа о переносе американского посольства в Иерусалим и признании израильского суверенитета над Голанскими высотами.
Однако теперь американо-израильские отношения подверглись новому испытанию. Ведь в самом разгаре то, что на Западе называют «теневая война», – череда инцидентов с судами в Персидском заливе и сопредельных водах. Иран отрицает свою причастность к нападению 29 июля, неподалеку от берегов Омана, на танкер Mercer Street, который принадлежит Японии, но управляется израильской компанией. Однако власти Израиля, Великобритании (один из погибших членов экипажа – британец) и вслед за ними США обвинили в нападении именно иранцев. При этом израильская реакция на это событие оказалась самой двусмысленной. Так, министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб ограничился заявлением, что ответ его страны на нападение будет согласованным с союзниками. Беннет был более резок. «Мы ожидаем, что международное сообщество даст понять иранскому режиму, что он совершил серьезную ошибку», – сказал он. Кувейтская газета Al Jarida, ссылаясь на свои источники, утверждает, что у Израиля есть некий список иранских целей для ответа на атаку Mercer Street. Якобы «Моссад» готов в любую минуту начать атаку по одной из целей. Если это произойдет, будет сорван очередной раунд переговоров о возвращении к «ядерной сделке», который должен состояться, когда новый президент Ирана Эбрахим Раиси сформирует правительство и оно будет утверждено местным парламентом. То есть в конце августа или начале сентября.
Кроме того, в ирано-израильских отношениях за последние дни дала о себе знать старая проблема. На прошлой неделе шиитское проиранское движение «Хезболла», контролирующее юг Ливана, обменялось обстрелами с Израилем, самыми серьезными за много лет. Это третий обстрел с момента вступления в должность Беннета. Он сам выступил с обращением, где заявил, что «Государство Израиль не допустит более обстрелов своей территории». Это звучит как угроза начать военную операцию в Ливане. Саудовская газета «Аш-Шарк аль-Аусат» сообщает, что в Белом доме были крайне недовольны намерением Беннета усилить конфронтацию с движением «Хезболла», так как это тоже может сорвать переговоры с Ираном.
Бернс выглядит подходящей кандидатурой на роль того, кто уговорит Израиль как минимум повременить с ответом иранцам и их ливанским прокси. Он хотя и работал в Госдепе при администрации Барака Обамы, не ассоциируется только с командой этого экс-президента, которая при Байдене в значительной мере вернулась в Белый дом. Бернс давно занимается ближневосточным направлением американской внешней политики. Он был послом США в Иордании, а позднее – помощником госсекретаря по делам региона в администрации Джорджа Буша-младшего. Следовательно, Бернс готов говорить с израильтянами не как посланник демократической администрации, но прежде всего как профессионал, хорошо знакомый с ситуацией на Ближнем Востоке.
комментарии(0)