Опыт солдат Руанды позволил на время снизить напряженность в регионе. Фото Reuters
Солдаты Мозамбика и Руанды сумели отбить у исламистов стратегически важный порт Мосимбоа-да-Прая в провинции Кабу-Делгаду (Мозамбик), являвшийся основным оплотом боевиков, утверждает Министерство обороны Руанды. Успехов в военном отношении удалось добиться через месяц после прибытия руандийских солдат. Однако военными мерами проблему региона, запущенного мозамбикскими властями, вряд ли удастся решить. Боевики пока не создают квазигосударственных образований, но если местная группировка Аш-Шабаб (запрещена в РФ) пойдет по пути «Исламского государства» (запрещено в РФ) или активнее начнет сотрудничать с ним, то договориться с отчаявшимися жителями Кабу-Делгаду будет практически невозможно.
Мосимбоа-да-Прая – небольшой порт на границе с Танзанией, однако на нем пересекаются важные магистрали. Недаром он играл важную роль еще во время колониального периода владения Португалии. Положение порта определило его роль в качестве штаб-квартиры местных боевиков.
Меньше месяца назад в Мозамбик прибыли 1 тыс. опытных руандийских военных, которые быстро сумели изменить положение в регионе.
Вместе с тем проблему исламизма как такового военные успехи пока решить все-таки не могут. Кабу-Делгаду – одна из беднейших провинций страны. При этом рядом с ее берегами располагаются богатые ископаемыми шельфы. Однако местных жителей богаче это не делает.
«Мозамбикские власти сами десятилетиями притесняли мусульманское меньшинство, живущее в регионе, и, по сути, не давали ему право на представительство в органах власти, не давали пенсий, вдобавок пресекали мелкую контрабанду, которая была способом выжить. С приходом иностранных добывающих компаний нельзя было заняться и рыбалкой. В итоге недовольство проявилось и приняло такие уродливые формы, как обезглавливание детей. И все же местные боевики предпочитают стратегию депопуляции: просто выгнать с захваченной территории остальных, а не удерживать контроль, как это делает «Исламское государство»,– поясняет автор Telegram-канала о Черной Африке Zangaro Today Алексей Целунов.
Эксперт в разговоре с «НГ» отметил, что успех руандийцев во многом связан с их опытом ведения контрпартизанской деятельности и участия в миротворческой деятельности ООН и операциях в Конго. Впрочем, ими присутствие в Мозамбике не исчерпывается: там есть по 300 солдат от Ботсваны и Зимбабве, 30 военных от Анголы. Представительнее всего части ЮАР – 1,5 тыс. солдат с вертолетами и патрульными бронеавтомобилями, однако у них при этом не так много опыта и имеются проблемы с финансированием. К тому же для аэроразведки местные лагеря боевиков остаются недосягаемыми.
«В тропических лесах располагается инфраструктура подполья боевиков. Сюда они привозят похищенных ими детей и женщин для интеграции в террористическое сообщество. При этом деятельность исламистов носит довольно локальный характер с понятными для многих местных жителей требованиями равенства, социальной справедливости и отторжением коррумпированных, с их точки зрения, государственных структур, но без попытки создать свою квазигосударственную администрацию, как это практикует «Исламское государство». В конечном счете с местными боевиками все-таки можно договориться, учитывая то, что речь идет скорее о недовольстве социальных низов, а не исламском фундаментализме», – считает Целунов.
Эксперт также отметил, что связи местных исламистов с «Исламским государством» могут быть переоценены аналитиками, поскольку в Аш-Шабаб не используют смертников и самодельные взрывные устройства, и вообще пропагандистские органы «Исламского государства» об успехах боевиков в Кабу-Делгаду узнают скорее из открытых источников. Если же связи террористов окрепнут, то региону грозят еще более серьезные проблемы.
комментарии(0)