На фото Иоахим Ланг. Фото сайта bdi.eu
Проблемы с кандидатами в канцлеры от консервативного блока ХДС/ХСС Армином Лашетом и от «Союза90/Зеленые» Анналеной Бербок привели к дальнейшему падению популярности выдвинувших их партий в глазах избирателей. Согласно последним опросам, опубликованным газетой Bild am Sonntag, за ХДС/ХСС готовы проголосовать 26%, а за «Зеленых» – 18% избирателей.
Обновленная программа «Зеленых» с наделением диктаторскими полномочиями суперминистерства по защите климата и вслед за этим выдвинутое предложение о создании дополнительного министерства по делам мигрантов, очевидно, не вызвали одобрения избирателей (см. «НГ» от 05.08.21). Более того, учреждение такого суперминистерства политические комментаторы оценили как ущемление демократии, поскольку функции контроля за кабинетом министров находятся в ведении парламента.
В то же время набирают очки социал-демократы (СДПГ). С 18% голосов избирателей они уже достигли уровня «Зеленых». Набирает популярность и кандидат в канцлеры от СДПГ министр финансов Олаф Шольц. Именно ему были бы готовы отдать предпочтение немцы, если бы выборы канцлера состоялись прямым голосованием избирателей (по Конституции канцлер избирается Бундестагом). На улицах немецких городов уже появились плакаты с изображением Шольца и надписью «Он сможет».
Это намек на несостоятельность Лашета в борьбе с наводнением в крупнейшей земле Северный Рейн – Вестфалия, в которой тот занимает пост премьер-министра. Между тем христианские демократы пытаются спасти репутацию Лашета как менеджера и уже завели уголовные дела на ряд бургомистров пострадавших от наводнения земель, которые пренебрегли предупреждениями и не организовали своевременной эвакуации населения. Если за Щольца готовы отдать голоса в случае прямых выборов 27% избирателей, то за Лашета – 14%, а за Бербок – 13%.
Заслуживает внимания, что впервые в выборы напрямую включились и деловые круги. В интервью газете Welt Иоахим Ланг, главный управляющий крупнейшего объединения немецких предпринимателей Союза германской промышленности (BDI), заявил, что его организация сравнила содержание партийных программ, представленных избирателям, и пришла к выводу о предпочтении будущей правительственной коалиции в составе ХДС/ХСС, «Зеленых» и свободных демократов (СвДП). При этом подчеркивается, что именно ХДС/ХСС и СвДП в наибольшей степени отвечают чаяниям делового мира.
Понятно, что две эти партии являются приверженцами рыночной экономики. Но чем же Ланга привлекают «Зеленые»? Ведь вряд ли случайным можно назвать его замечание, что партии в ходе предвыборной борьбы концентрируются на второстепенных вещах. Видимо, в виду имеются как провалы Лашета в борьбе с наводнением, так и плагиат и бесконечные оговорки Бербок, за которые ей приходится извиняться.
Как считает Ланг, главными вызовами для Германии являются организация международного сотрудничества, изменение климата, цифровизация и преодоление пандемии коронавируса. Что касается климата, то из восьми пунктов программы «Зеленых» интересам деловых кругов отвечают семь. Различия имеются только в отношении автомобильной промышленности, поскольку «Зеленые» делают ставку на электромобили, а BDI – на технологические инновации (другими словами, на сохранение, но совершенствование двигателя внутреннего сгорания). В программе «Зеленых» Ланга привлекает расширение использования возобновляемой энергии, но по конкурентным ценам. Однако он критикует «Зеленых» за то, что они предпочитают государственное вмешательство рыночным механизмам.
Более жесткой критике Ланг подверг социал-демократов. По его мнению, в программе СДПГ по теме цифровизации только два пункта из семи соответствуют представлениям BDI. Трудно сказать, что на самом деле стоит за неприятием СДПГ деловым миром. Но скорее всего это связано с тем, что кандидат в канцлеры Шольц намерен бороться с увеличением госрасходов вследствие борьбы с коронавирусом и преодоления потерь от наводнения за счет повышения налогов. Обрушившиеся на ФРГ бедствия потребовали увеличения госдолга на 240 млрд евро при госбюджете на 2021 год в размере 548 млрд. Поэтому в планах Шольца фигурирует увеличение налогов на лиц с высокими доходами и на наследство. Близкий к BDI Институт немецкой экономики считает такое повышение налогов контрпродуктивным, поскольку это снижает у предпринимателей стимул к инвестициям.
комментарии(0)