Фото сайта irna.ir
Израиль встревожила серия переговоров, которые вступивший в должность президента Ирана Эбрахим Раиси провел с лидерами палестинских группировок в Тегеране. Новый глава исполнительной власти Исламской Республики пообещал так называемому движению сопротивления продолжить посильную помощь. В условиях обострения ситуации вокруг Аравийского полуострова, а также вспышек насилия на южной и северной границах Израиля прозвучавшие в Тегеране заявления вызвали у еврейского государства опасения, что региональное соперничество при Раиси может многократно усилиться.
С Раиси провели переговоры высокопоставленные представители движения ХАМАС и палестинского «Исламского джихада», которые были приглашены на церемонию инаугурации. Глава хамасовского политбюро Исмаил Хания заявил президенту Ирана, что привез поздравления от «палестинского народа со всех частей Палестины». В свою очередь, новый президент Исламской Республики похвалил арабское сопротивление за то, как оно проявило себя во время майского вооруженного конфликта с Израилем, который продолжался 11 дней. Он выразил уверенность, что военная операция против еврейского государства «вселила надежду в друзей и отчаяние во врагов». Он уверил, что Иран никогда не откажется от помощи палестинским фракциям.
Переговоры привлекли внимание Израиля, который на минувшей неделе подвергся внезапному обстрелу со стороны Ливана. Что наиболее интересно, ракеты в сторону еврейского государства, по некоторым данным, запустили базирующиеся в Стране кедров палестинские боевики. «Эти силы пользуются ситуацией экономического и политического кризиса в Ливане и добиваются создания нового фронта, на сей раз на границе с Израилем», – заявил на еженедельном заседании правительства премьер-министр еврейского государства Нафтали Беннет. Вспышка насилия на минувшей неделе произошла и на юге: израильтяне были вынуждены нанести удары и по сектору Газа – в ответ на запуск воздушных шаров с зажигательной смесью.
Издание Jerusalem Post утверждает, что в этом контексте переговоры между Раиси и палестинскими лидерами свидетельствуют о готовности Ирана усилить вовлеченность в региональные дела и создать новую головную боль для Израиля. По его оценкам, предыдущие лидеры Исламской Республики создали для этого хорошую почву. «Похоже, что в последних встречах есть реальные сигналы и сообщения», – пишет газета, отмечая, что эмиссары ХАМАС и «Хезболлы» заняли почетные места во время инаугурации Раиси, оказавшись впереди даже представителя Европейского союза. «Эксперты отмечают, что присутствие лидера ХАМАС Исмаила Хании демонстрирует, как Иран заявляет о своей приверженности ХАМАС», – пишет Jerusalem Post.
Опасения израильской стороны накладываются на участившиеся за последнее время эпизоды танкерной войны в Оманском заливе и Аравийском море. В частности, вопросы к Ирану вызвал инцидент с захватом танкера Asphalt Princess вблизи побережья Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), когда на борт судна, следовавшего под флагом Панамы из эмиратского города Хаур-Факкан в оманский порт Сухар, 3 августа высадилось около десятка вооруженных людей. Более громким стало нападение на танкер-химовоз Mercer Street. В результате атаки предположительно иранских беспилотников погибли двое членов экипажа – гражданин Румынии и гражданин Великобритании. Мировое сообщество винит в этом Иран и хочет призвать его к ответу.
Иранская помощь Палестине не новость. Во время майского столкновения в секторе Газа Тегеран на уровне высокопоставленных командиров Корпуса стражей исламской революции (КСИР) публично обещал оказать ХАМАС «всестороннюю помощь». Официальный представитель Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) Джонатан Конрикус в те дни заявлял, что иранцы «не организуют радикалов напрямую» и «не контролируют непосредственно ХАМАС». «Однако Иран – это поставщик вооружения для ХАМАС, оружия и денежных средств», – уверял военный. Впрочем, с этими гипотезами согласны не все аналитики: есть данные, что палестинские боевики собирают ракеты самостоятельно – просто по иранским образцам.
Делегации политического бюро ХАМАС не раз наносили визиты в иранскую столицу. Наибольшее внимание, однако, привлекла поездка, которая состоялась в Исламскую Республику в июле 2019 года. Делегаты, прибывшие из сектора Газа, провели тогда переговоры c верховным лидером Али Хаменеи и ныне покойным генералом КСИР Касемом Сулеймани. Тогда палестинские группировки и Тегеран обратили внимание на общие цели – борьбу с еврейским государством и, по ряду сообщений, заключили договоренности об усилении помощи Газе. В обмен палестинское сопротивление взяло на себя обязательство предоставлять иранской стороне все разведывательные данные о падающих в Газе израильских ракетах.
Ивритоязычная пресса обращала на этом фоне внимание на интенсивность иранской поддержки непростым соседям еврейского государства. По ее подсчетам, если в 2018 году Исламская Республика направляла палестинским фракциям свыше 6 млн долл. ежемесячно, то в 2019 году эта цифра была увеличена до 30 млн долл. в месяц. Может ли Газа рассчитывать на более объемную помощь при президенте Раиси, рассуждать трудно. Механизм принятия решений в Иране сконцентрирован главным образом в руках верховного лидера. Президенту остается только претворять в жизнь его распоряжения и инициативы. Однако обострение общей ситуации в регионе действительно не посылает оппонентам Ирана хороших сигналов.
комментарии(0)