На фото борьба с лесными пожарами в Турции. Фото Reuters
Обсуждение ситуации вокруг лесных пожаров в Турции перешло в политическую плоскость. Критика со стороны западных аналитиков вкупе с предполагаемым отсутствием местных военнослужащих на передовой борьбы со стихией стимулировали дискуссию об опасности новой попытки госпереворота. Если близкая к официозу пресса всерьез говорит о рисках реального заговора на фоне форс-мажорной ситуации, то оппозиция обвиняет Анкару в параноидальных настроениях. Но любой разговор на этот счет только помогает властям.
Об опасности организации нового путча заявила в своей колонке для Sabah журналистка Хилаль Каплан. В материале, который вышел под заголовком «Мы готовы», она предупредила, что пожары, опустошившие леса на юге Турции, якобы могут быть использованы теми, кому выгодна дестабилизация республики. В качестве аргумента она привела статью старшего научного сотрудника американского Совета по международным отношениям (CFR) Стивена Кука, которая вышла в издании Foreign Policy за считаные дни до того, как стихийное бедствие нанесло сильный удар по курортным районам Турции. Эксперт аналитического центра, который Каплан называет не иначе, как «теневым Госдепом», рассуждал в материале о ситуации в Анкаре.
Материал Кука касается позиций президента Реджепа Тайипа Эрдогана. «По нескольким параметрам турецкая политика сегодня более нестабильна, чем когда-либо, – рассуждает аналитик. – Это не означает, что произойдет еще одно восстание, подобное тому, которое разгорелось в Гези-парке летом 2013 года, или что президенту Реджепу Тайипу Эрдогану грозит свержение. Но способность Эрдогана устанавливать и поддерживать контроль над страной кажется скомпрометированной, что повышает перспективы крупномасштабных протестов, роста насилия и политической борьбы на вершине государства». Эксперт уверен: президентская Партия справедливости и развития (ПСР) привыкла винить во всем внешние силы, но вся вина – на ней.
Исследователь CFR рассуждает о содержательном кризисе в партии Эрдогана, которая, по его оценкам, не смогла соответствовать своей собственной программе. «Когда видение ПСР было скомпрометировано, Эрдогану для сохранения контроля приходилось все больше и больше полагаться на принуждение, – уверен Кук. – Но что происходит, когда президент, лишенный видения, вызывающего понимание у народа, ставит под угрозу социальную сплоченность?» Совокупность факторов внутри турецкой политики, по словам исследователя, только приводит к появлению возможностей для влиятельных и амбициозных людей, которые составляют политический истеблишмент страны. Кук имеет в виду смену власти, считает Каплан.
По-своему на ситуацию вокруг пожаров смотрит оппозиция. В колонке для издания Korkusuz экс-депутат от Народно-республиканской партии Турции Барыш Яркадаш замечает, что на передовой борьбы с пожарами не видно национальной армии. «В связи с тем, что обе политические партии (Яркадаш имеет в виду ПСР и ее союзника по коалиции Партию националистического движения. – «НГ») не доверяют нашим солдатам, они опасаются дополнительного престижа, который могли бы завоевать вооруженные силы, если бы они вышли на поле боя и занялись тушением», – заявил экс-депутат. По его словам, власти Турции живут в постоянной паранойе по поводу переворота и боятся, что военные в один прекрасный момент «не вернутся в казармы».
Дискурс о повторении переворота образца 2016 года характерен для турецких политиков. Годом ранее большим скандалом обернулась публикация доклада американской аналитической корпорации RAND под названием «Националистический курс Турции». Исследование констатировало трения в турецких армейских кругах. Эксперты зафиксировали, что внутри ВС сохраняется протестный потенциал. «Офицеры среднего звена крайне разочарованы военным командованием и обеспокоены тем, что их лишат должности в ходе продолжающихся чисток, – говорится в докладе RAND. – Это недовольство даже может привести к очередной попытке госпереворота, и президент Реджеп Тайип Эрдоган, похоже, воспринимает эту угрозу всерьез».
Выход доклада заставил местных политиков, близких к власти, рассуждать о том, что Запад готовит смену власти в Анкаре. Исследователи же отмечают, что подобные внутригосударственные дебаты лишь отражают желание турецкой правящей элиты управлять акцентами в повестке дня и иметь возможность консолидировать общественное мнение. Пожары – не единственное, что влечет за собой репутационный ущерб. Особенно активно в последние месяцы обсуждались те откровения, которые транслировал через свой канал в YouTube один из лидеров турецкой организованной преступности Седат Пекер, который живет в изгнании. «Его разоблачительные ролики на YouTube и посты в Twitter набирают много просмотров, заставляя сильно нервничать высшее руководство Турции, – обратил внимание «НГ» турецкий политолог Керим Хас. – До недавнего времени Пекер тесно сотрудничал с политической элитой Турции, в том числе организовывал многочисленные митинги для Эрдогана. В связи с возникшим конфликтом с нынешним руководством Турции Пекеру пришлось несколько раз менять место жительства. По последним данным, в настоящий момент он находится в Объединенных Арабских Эмиратах и именно оттуда ведет свою «подрывную» деятельность».
По словам собеседника «НГ», в своих видео Пекер детально раскрывает тайную деятельность некоторых представителей высших эшелонов власти, вплотную подбираясь к президенту Турции. Возможно, поэтому необходимость в том, чтобы «переключить» повестку дня на тезис о новом заговоре, Анкара испытывает как никогда остро.
комментарии(0)