На фото подвергшееся атаке беспилотников судно Mercer Street. Фото Reuters
Инцидент с захватом танкера Asphalt Princess вблизи побережья Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) заставил говорить о разрастании конфликта между Ираном и его соседями по региону. Происшествие в Оманском заливе, ответственность за которое была немедленно возложена на силы Исламской Республики, лишь продолжило череду участившихся в последнее время неприятных эпизодов вокруг местных судоходных маршрутов. Иран отвечает своим критикам обвинениями в том, что те готовят против него военную акцию. На неофициальном уровне предположения Тегерана получают подтверждение.
Морская торговая организация Британии (UKMTO) сообщила 4 августа, что захваченное накануне судно Asphalt Princess освобождено. Телеканал Sky News со ссылкой на источники сообщал, что на борт танкера, который двигался под флагом Панамы из эмиратского города Хаур-Факкан в оманский порт Сухар, 3 августа высадилось около десятка вооруженных людей, которые направили его в иранские территориальные воды. Инцидент совпал с сообщениями, что находившиеся поблизости шесть нефтеналивных танкеров потеряли управление. Согласно источникам британской Times, в разведсообществе Соединенного Королевства допускают, что к инциденту могут быть причастны «военнослужащие Ирана или их опосредованные силы».
Официальный представитель МИД Исламской Республики Саид Хатибзаде категорически отверг предположения, согласно которым представители армейских сил страны могли подниматься на борт каких-либо судов в Персидском или Оманском заливах. Хатибзаде назвал ситуацию с появлением в СМИ «ложных новостей» вокруг действий Тегерана ожидаемой, однако в то же время обратил внимание на то, что «сообщения о последовательных инцидентах в Персидском заливе и регионе в целом выглядят крайне подозрительными». «Мы подтверждаем нашу твердую приверженность региональной стабильности и безопасности на море. Иран готов предложить свою помощь в случае любых морских аварий», – пояснил Хатибзаде.
Командующий ВМС Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Алиреза Тангсири заметил, в свою очередь, что стратегический район Ормузского пролива находится под контролем региональных игроков. «Любое судно, которое проходит через него, оказывается в зоне наблюдения, – пояснил военачальник. – Противник знает, что его движения отслеживаются, и в случае даже непреднамеренного нарушения он получает серьезное предупреждение и должен срочно выполнить его». Он добавил, что КСИР обеспечивает тотальную безопасность на морских границах региона Персидского залива и Ормузского пролива. «Здесь нет места иностранным силам», – подчеркнул Тангсири. Представитель Вооруженных сил (ВС) Ирана бригадный генерал Абольфазль Шекарчи допустил, что сообщения о морских инцидентах в районе Персидского залива являются «своего рода психологической атакой и подготовкой почвы для новых актов авантюризма» против Ирана.
В некотором смысле опасения руководства Исламской Республики имеют под собой основание. На этой неделе британские таблоиды распространили информацию, что командование ВС Соединенного Королевства изучает силовой сценарий в отношении иранских сил. В частности, по данным издания Mirror, с этой целью британский спецназ, в том числе представители Специальной авиадесантной службы, якобы прибыли в регион.
Гнев Лондона вызвало произошедшее на минувшей неделе нападение на танкер-химовоз Mercer Street. В результате атаки беспилотников погибли двое членов экипажа – гражданин Румынии и гражданин Великобритании. Судно, ставшее мишенью в Аравийском море, принадлежало судовладельцу из Японии и ходило под флагом Либерии, однако его оператором выступала компания Zodiac Maritime израильского предпринимателя Эяля Офера. Этот факт сделал приоритетной версию о причастности регионального соперника еврейского государства – Ирана. Кроме того, сообщалось, что атака на Mercer Street была совершена с применением дронов иранского производства. Тегеран отверг предположения о его ответственности за трагедию.
На регулярном брифинге руководитель пресс-службы Госдепартамента Нед Прайс, комментируя ситуацию вокруг Mercer Street, сообщил, что администрация президента Джозефа Байдена обсуждает со своими партнерами и союзниками коллективные меры в ответ на нападение в Аравийском море. «Ответственность за эту атаку несет Иран, – подчеркнули в американском дипломатическом ведомстве. – Мы работаем с партнерами и союзниками над рассмотрением дальнейших шагов. Мы проводим консультации с правительствами как внутри региона, так и за его пределами о надлежащих мерах реагирования, и надлежащие меры реагирования будут приняты». В Вашингтоне подчеркивают, что американская сторона полностью вовлечена в происходящее.
Всю ситуацию вокруг побережья Аравийского полуострова воспринимает на свой счет и Израиль, который выступает за то, чтобы ситуация стала темой экстренного заседания Совета Безопасности ООН. «Иран знает цену, которую мы накладываем, когда кто-то угрожает нашей безопасности», – подчеркнул премьер-министр Нафтали Беннет. По его словам, кабмин Израиля работает над тем, чтобы добиться тотальной международной поддержки. «Однако мы также знаем, как действовать в одиночку, – пригрозил глава правительства. – Иранцы должны понимать, что невозможно спокойно сидеть в Тегеране и поджигать весь Ближний Восток. Это время подошло к концу».
Тяжелые вопросы ситуация ставит и перед странами Персидского залива. За два года ОАЭ попытались наладить максимально прагматичное взаимодействие с иранской стороной, уклоняясь от конфронтационной повестки. Шаги в этом плане сделала и Саудовская Аравия, которая ведет прямой диалог с властями Исламской Республикой на иракской площадке. Делегация королевства даже согласилась прибыть в Тегеран на инаугурацию избранного президента Эбрахима Раиси. Сохранение угрозы судоходству в регионе может разрушить все позитивные тенденции.
комментарии(0)