Слова «Аллаху акбар!» становятся новым девизом афганских сил безопасности / Фото из аккаунта афганского спецназа в Twitter.
Наступательная активность «Талибана» (организация запрещена в РФ), боевики которого в первой половине лета захватили под свой контроль около 200 сельских уездов Афганистана, а с конца июля пытаются штурмовать города Герат, Кандагар и Лашкаргах, вызвала неожиданную для лидеров террористов реакцию афганской политической элиты. Вместо того, чтобы испугаться и начать по одиночке сдаваться «яростным муллам», традиционно соперничающие между собой лидеры различных групп в афганском политическом классе стали объединяться для совместного отпора талибам. Центром сборки политической элиты Афганистана стала продвигаемая руководством страны идея широкой поддержки афганской армии, которая обещает скоро превратиться в новую афганскую общенациональную идею.
Вчера в Кабуле и других крупных городах Афганистана прошла необычная акция – массовый общественный флеш-моб в поддержку национальных сил безопасности – армии, полиции, службы разведки. В ходе акции тысячи людей вышли на улицы, выкрикивая слова такбира (возвеличивания Бога) «Аллаху акбар!» («Господь велик!») и демонстрируя солидарность с афганскими силовиками, воюющими с талибами в разных концах страны. Автором идеи такого флеш-моба оказался 75-летний афганский политик, один из бывших лидеров антиталибского «Северного альянса» Мохаммад Исмаил Хан, с недавнего времени командующий народным антиталибским сопротивлением в провинции Герат. Вечером 2 августа Исмаил Хан обратился к гератцам с призывом поддержать силы безопасности, противостоящие попыткам талибов захватить их город. В итоге девиз «Аллаху акбар!» стал символом такой народной поддержки силовиков.
Инициатива Исмаил Хана и ее массовая поддержка жителями Герата стала полной неожиданностью для талибов и их пропагандистов. Поначалу боевики даже решили, что выкрикивая популярный исламский клич, гератцы радостно приветствуют возвращение «Талибана». Когда же террористы разобрались в ситуации, ярости их не было предела. Официальные спикеры и пропагандисты талибов через социальные сети стали угрожать участникам акции солидарности с силовиками различными карами, приравняв выкрикивание слов «Аллаху акбар!» к сотрудничеству с ненавистным «Талибану» «кабульским режимом».
Однако угрозы террористов возымели обратный эффект: уже вечером 3 августа в акции под девизом «Аллаху акбар!» приняли участие тысячи жителей афганской столицы, а также других городов страны. В рядах сторонников стихийного движения солидарности с национальной армией были замечены многие известные в Афганистане политики, например, бывший шеф афганской разведки, а ныне первый вице-президент Амрулла Салех прошел вместе с горожанами по улицам Кабула, выкрикивая слова такбира. Акцию «Аллаху акбар!» поддержали президент Афганистана Мохаммад Ашраф Гани, председатель Высшего совета по национальному примирению Абдулла Абдулла, руководство всех силовых ведомств.
Акция «Аллаху акбар!» стала еще одним шагом в процессе консолидации афганской элиты и общества вокруг идеи поддержки национальных сил безопасности в борьбе с талибской угрозой. Ранее, в ответ на крупное летнее наступление боевиков на севере страны, в различных провинциях Афганистана стали создаваться антиталибские народные ополчения. В ряды ополченцев вступили тысячи мужчин, среди которых было немало ветеранов борьбы с «Талибаном» конца 90-х – начала нулевых годов. Только в провинции Балх ополченцами стали более 5 тыс. чел. Общая численность бойцов антиталибского народного ополчения, по некоторым данным, уже давно превысила 20 тыс. чел.
Правительство президента Ашрафа Гани с первых дней поддержало инициативу по созданию отрядов народного ополчения, которые стали важными союзниками афганской армии и полиции в борьбе с террористами. Во многом именно благодаря ополченцам, получившим от правительства оружие и боеприпасы, прекратился летний «уездопад» - массовый переход сельских районов страны под контроль «Талибана». Сегодня ополченцы играют важную роль в защите от нападений талибов городов Герат, Кандагар, Мазари-Шариф, Файзабад, Тулукан, Газни и др. Создание народных ополчений стало первым шагом в оформлении новой широкой общенациональной инициативы солидарности с афганской армией – главной силой, вставшей на пути агрессии «Талибана» и связанных с ним пакистанских армии и спецслужб.
Команда президента Ашрафа Гани быстро и эффективно использовала этот поначалу стихийный антиталибский порыв в афганском обществе в интересах консолидации различных этнополитических групп в афганской элите вокруг идеи поддержки армии и, в конечном счете, вокруг президента и правительства страны. В последний день июля Ашраф Гани провел большое совещание с лидерами основных политических сил и общественных корпораций Афганистана, в том числе лидерами «моджахедов» - влиятельной политической группы, объединяющей ветеранов антисоветского и антиталибского джихада, с которыми у президента страны до сих пор были весьма непростые отношения. В ходе совещания его участники выразили полную и единодушную поддержку афганским силам безопасности, заявили о готовности вместе защищать суверенитет и территориальную целостность Афганистана. Несомненно, совещание 31 июля стало крупным политическим успехом президента Ашрафа Гани, который, вопреки некоторым прогнозам, не только не утратил своего влияния, но, напротив, продолжает укреплять политические позиции в стране , превращаясь в настоящего национального лидера.
Сам Ашраф Гани умело использует сложную ситуацию с безопасностью не только для консолидации политических элит вокруг институтов армии, президента и правительства, но и для мобилизации афганского общества вокруг идеи защиты Отечества от агрессии талибов и стоящих за ними пакистанских спецслужб. Дополнительные аргументы в этом деле дают президенту сами талибы: в рядах боевиков, штурмующих сегодня афганские города, воюют тысячи граждан Пакистана и других стран. Так, по данным афганских силовиков, не менее 70% боевиков в 3-тысячной группировке талибов, пытавшихся в последние дни захватить Герат, составляли пакистанские наемники. События конца июля-начала августа дают основания говорить об окончательном превращении вооруженного конфликта в Афганистане в гибридную войну, которую руками талибов ведут спецслужбы Пакистана против афганского правительства.
Несмотря на все усилия лидеров «Талибана» и их пакистанских операторов, террористам до сих пор не удается захватить ни одного города в Афганистане. Более того, на фоне сложной и нестабильной ситуации с безопасностью, в стране происходит процесс укрепления политических позиций афганского руководства, консолидация различных групп политической элиты вокруг идеи поддержки усилий правительства и армии в деле обороны Родины. Есть основания полагать, что этот процесс скоро превратится в долгожданный проект новой общеафганской национальной идеи, способной объединить все основные силы афганского общества.
В связи с этим представляется весьма любопытным и перспективным начавшийся фактический ребрендинг Афганской национальной армии (АНА). Массовая кампания в поддержку АНА под девизом «Аллаху акбар!» фиксирует важный момент – успешно противостоять джихадистам «Талибана», спекулирующим на исламской идеологии, может армия, опирающаяся не только на национальные, но и на религиозные ценности и традиции, разделяемые значительной частью афганского общества. Возможно, как раз сегодня, на полях боев под Кандагаром, Гератом и Лашкаргахом, мы наблюдаем процесс «национализации» афганской армии, созданной в свое время западными советниками по собственным стандартам, без достаточно глубокого учета религиозного фактора. Теперь этот фактор ярко заявляет о себе, и под влиянием логики противостояния джихадистам-талибам, Афганская национальная армия будет все увереннее превращаться в Афганскую исламскую армию (АИА), тем самым, вырывая у своего заклятого врага важнейший идеологический и имиджевый козырь в борьбе за симпатии афганцев.
комментарии(0)