Великий вождь Ким Чен Ын сам не голодает, но о подданных беспокоится. Фото Reuters
Пхеньян, возможно, больше, чем раньше, склонен договариваться с Вашингтоном и Сеулом, в частности в вопросе ядерного разоружения, утверждают южнокорейские законодатели. Они опираются на сведения разведки. По ним, Северная Корея готова начать диалог с США и Южной Кореей в случае частичного снятия санкций. КНДР хочет разрешения на экспорт металлов и полезных ископаемых и импорт очищенного топлива и предметов роскоши. По данным все той же южнокорейской разведки, причина уступчивости Северной Кореи объясняется тем, что продовольственное положение в ней отчаянное. Армия раздает стратегические запасы риса, чтобы избежать весьма возможной угрозы голода.
Заявление о готовности Пхеньяна вести диалог южнокорейские законодатели сделали после встречи с главой Национальной разведывательной службы (NIS) Пак Чжи Воном. Не всегда данное ведомство оказывалось точно в прогнозах. Но похоже, что ситуация в экономике Северной Кореи действительно оставляет желать лучшего. Ведь наличие экономических проблем был вынужден признать даже глава страны Ким Чен Ын. Впрочем, если судить по словам южнокорейцев, даже в это сложное время вождь не собирается забывать и об элите страны. Чжи Вон утверждает, что Пхеньян не отказывается от требования отмены санкций на импорт дорогих ликеров и костюмов из-за рубежа. Но основное, чего хочет КНДР – разрешения на экспорт металлов и импорт топлива.
О возможной оттепели между Северной и Южной Кореей наблюдатели заговорили после того, как неделю назад возобновилась работа телефонных линий между двумя странами. Впрочем, разговоры скоро стихли: предстоящие в августе совместные американо-южнокорейские отношения, традиционно раздражающие КНДР, не отменены. Сестра главы страны, заместитель директора отдела пропаганды и агитации Центрального комитета Трудовой партии Кореи Ким Ё Чжон назвала их угрозой для перспектив отношений соседей.
Вместе с тем есть куда большая угроза, способная все-таки заставить лидера северокорейцев сесть за стол переговоров, – голод. По сведениям южнокорейских разведчиков, государство начало использовать запасы риса на случай войны. Его дают сельским государственным учреждениям и отдельным работникам. Продовольственные трудности в КНДР объясняют засухой, которая уничтожила часть посевов кукурузы и риса. Все это невольно вызывает воспоминания о голоде 1995–1999 годов, унесшем жизни, по разным оценкам, от нескольких сот тысяч до 3,5 млн человек.
«О голоде еще говорить рано. Надо признать, что в условиях полного закрытия границ в условиях пандемии северокорейцы держались довольно долго, однако использование резервов действительно говорит о трудностях с продовольствием. Напомню, что в прошлом году по стране прокатились тайфуны, что тоже сыграло свою роль. Не исключено, что глава государства похудел из-за стрессов и необходимости выкручиваться. Страна стремится построить самодостаточную экономику, однако ей в этом мешает даже география. 80% Северной Кореи – это горы», – сказал ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов. В разговоре с «НГ» он отметил, что за отсутствие пандемии Северная Корея заплатила весьма высокую цену. Из-за эмбарго и закрытия границ едва ли не главными товарами экспорта являются часы, музыкальные инструменты и парики. Поэтому ослабление ограничений на экспорт полезных ископаемых для нее очень важно. Топливо же необходимо хотя бы для того, чтобы суметь собрать урожай и не потерять промышленные мощности.
Асмолов вместе с тем не склонен переоценивать шансы на оттепель в отношениях двух стран. Он напомнил, что Ким Ё Чжон восстановление телефонных линий назвала техническим моментом, а не признаком изменения политики КНДР. При этом часть опасений Пхеньяна, касающихся вопросов безопасности, эксперт считает небеспочвенными. «Год назад в левой южнокорейской прессе появилась информация о том, что радикальные антисеверокорейские организации готовились отправить листовки с бактериологическим оружием с целью вызвать катастрофу с перспективой смены режима. Аресты в связи с этим были осуществлены недавно. Не исключено, что и потепление могло быть связано с тем, что Сеул все-таки согласился что-то делать со своими радикалами», – говорит эксперт.
комментарии(0)