Избирательные участки по атмосфере напоминали скорее залы музеев или библиотек. Фото Reuters
Инициатива президента Мексики Андреса Мануэля Лопеса Обрадора о проведении референдума о расследовании в отношении его предшественников не нашла широкой поддержки. На избирательные участки, по данным Национального института выборов (INE), в воскресенье пришло лишь чуть более 7,7% избирателей. Это гораздо меньше порога явки, составляющего 40%. Противники президента говорят, что мексиканцам не нужно сведение счетов с оппонентами Обрадора. Сторонники винят Верховный суд, который так изменил формулировку вопроса, что избиратели не поняли, в чем суть референдума. А некоторые наблюдатели говорят о пассивности мексиканцев, якобы ответственно относящихся только к выборам президента.
Предоставить народу решать судьбу бывших глав государства – мера довольно необычная, если не сказать экстравагантная. Изначально она вызвала большие сомнения правозащитных организаций. И вот теперь Обрадор вынужден расписаться в том, что прецедент не получился, его затея провалилась, хотя до 96% из пришедших на референдум проголосовали «за».
Нынешний президент предлагал начать расследование против пяти своих предшественников, которые правили страной с 1988 по 2018 год. Их он объявил ответственными за создание и функционирование системы, при которой национальное богатство концентрировалось в руках отдельных лиц, царила «преступная бесхозяйственность в сфере экономики, были огромные потери для казны», проводилась незаконная приватизация государственной собственности и вообще в стране был «разгул коррупции». Правда, необходимой поддержки в органах власти президент не получил. Верховный суд отнесся к инициативе Обрадора без особого энтузиазма. Он изменил формулировку вопроса, вынесенного на референдум, предложив избирателям не прямо высказываться о том, нужны ли уголовные дела против экс-президентов, а ответить, согласны ли они с необходимостью «проведения необходимых действий для того, чтобы были разъяснены политические решения» предшественников нынешнего главы государства.
Кстати, всего живых экс-президентов страны шесть. Нынешний глава государства пощадил от разгромной критики разве что 99-летнего Луиса Эччеверию, который руководил страной аж в начале 1970-х годов.
На референдум было потрачено 25 млн долл. – не такая уж маленькая сумма для небогатой страны, отмечает AP. Такова цена меры мексиканского президента, которую его критики считают проявлением махрового популизма. Ведь просто провести расследование было бы не так уж и трудно безо всякого референдума, во всяком случае с формальной точки зрения. У экс-президентов Мексики иммунитета от судебного преследования не имеется.
Однако примечательно то, что у самой идеи наказать бывших президентов не нашлось много открытых противников. Ситуация с коррупцией в стране тяжелая, как и в Латинской Америке в целом, но в деле очищения власти народ по-прежнему надеется на президента. Да и мексиканские эксперты не отрицают, что в целом население, конечно, на ясно сформулированный вопрос о том, нужно ли наказывать отставных глав государства за коррупцию, ответило бы однозначным «да». В этих условиях впечатляет то, что Обрадор не смог организовать общественную кампанию в поддержку референдума.
Многие эксперты объясняют неудачу главы государства особенностями местной политической культуры. «Неудивительно, что явка была столь низкой, тем более и на парламентских и местных выборах она тоже не впечатляющая. Единственное исключение, когда избиратели действительно приходят массово решить судьбу страны, – это выборы главы государства. Здесь же речь идет о политическом референдуме, пусть и организованном по инициативе президента», – сказал директор Центра ибероамериканских исследований СПбГУ Виктор Хейфец. Кроме того, для успеха референдума нужно было единство элиты страны. А эксперт в разговоре с «НГ» подчеркнул, что даже в правящей партии нет уверенности насчет необходимости расследования, а в оппозиции тем более.
«Последняя, впрочем, действует по принципу «мы не будем делать того, за что выступает президент». Но в данном случае целесообразность референдума действительно сомнительна. Ведь есть правоохранительные органы, и они могут вести расследование без прямой санкции народа. В то же время коррупция и сращивание власти и криминала является большой проблемой Мексики, и это все понимают. Чиновнику зачастую приходится либо рискнуть «получить пулю», отказавшись от сотрудничества с преступниками, либо взять деньги и заодно остаться живым, что отражено даже в народной мексиканской поговорке», – подводит итог Хейфец.
комментарии(0)