На юг Бейрута введены армейские подразделения. Фото Reuters
Ливанцы готовятся отметить первую годовщину взрыва в порту Бейрута новыми акциями протеста, которые пройдут не только в Ливане, но и в крупнейших городах Европы и Америки. По иронии судьбы фактически весь этот год, ставший одним из самых тяжелых в истории страны, Ливан прожил без правительства, в условиях, когда любая провокация или даже бытовая ссора могут инициировать мощнейший социальный взрыв. Не случайно вооруженные разборки между членами одного из вооруженных отрядов шиитской организации «Хезболла» и арабами-суннитами из клана Халде, обитающего в южном пригороде Бейрута, вызвали серьезный переполох в армии и правоохранительных органах Ливана.
В Бейруте запланировано проведение марша протеста. Его участники тремя колоннами двинутся из разных районов к центру столицы, чтобы, соединившись там, направиться к зданию парламента города. Требования демонстрантов остаются примерно такими же, как были год и два года назад, когда тяжелейший, по данным Всемирного банка, за последние 150 лет экономический и политический кризис только набирал силу, – отстранение от власти правящего политического класса, демонтаж устаревшей политической системы на основе конфессионального принципа, а также борьба с коррупцией и очищение административного аппарата от некомпетентных чиновников.
Марши протестов с участием членов ливанской диаспоры пройдут также в крупнейших городах США и Канады, а также в столицах европейских государств. 4 августа 2020 года в результате «забытых» властями 2750 т аммиачной селитры Бейрут потряс взрыв чудовищной силы. В результате 200 человек погибли, были ранены свыше 6500. Вылетали стекла из окон домов, расположенных на расстоянии 10 км от эпицентра.
8 августа в Бейрут прилетели президент Франции Эмманюэль Макрон, пообещавший ливанцам 300 млн долл. в качестве срочной помощи. Многие ливанцы приветствовали это решение, а иные, по сути, просили Францию взять Ливан под свое управление. Макрон обещал сделать механизм оказания помощи каждой нуждающейся ливанской семье прозрачным и лично контролировать такую помощь.
На улицы ливанских городов вышли сотни тысяч ливанцев, которые обвиняли политиков в коррупции и некомпетентности. Начались столкновения с силами безопасности. В таких условиях 10 августа ливанский кабинет министров во главе с премьер-министром Хасаном Диабом, который только недавно сменил Саада Харири, подал в отставку.
В сентябре парламент поддержал кандидатуру ливанского посла в Германии Мустафы Адиба на пост премьер-министра, а глава Франции буквально вырвал у глав большинства ведущих политических блоков и движений обещания всячески помогать Адибу в формировании правительства и проведении реформ. Однако уже в конце сентября Адиб подал в отставку из-за сильного противодействия со стороны ряда партий. Макрон заявил, что ему «стыдно за ливанских политиков, которые предали свой народ».
22 октября новым премьером был назначен Саад Харири. Во время очередного визита в Ливан в декабре 2020 года Макрон еще раз заявил, что ливанцы получат помочь в размере 2,5 млрд долл. от МВФ в течение 18 месяцев только при условии создания кабинета технократов и начала проведения реформ. Харири несколько раз представлял списки правительства, однако ни один из них не устроил президента Ливана Мишеля Ауна. 15 июля Саад Харири подал в отставку, так и не сумев договориться с главой страны. А неделю назад парламент утвердил кандидатуру нового премьер-министра. Им стал миллиардер и экс-глава кабмина Наджиб Микати.
Инфляция, рост безработицы, дефицит всего самого необходимого от продуктов питания и топлива до медикаментов накалили обстановку в стране, сделали ее крайне взрывоопасной. Вместе с населением такие же проблемы переживают и ливанские военные и сотрудники служб безопасности. В ночь на понедельник имели место перестрелки в южном пригороде Бейрута Халде. В результате вооруженной стычки погибли, по предварительным данным, не менее пяти и ранено около 10 человек. Боестолкновение произошло между боевиками «Ливанской бригады сопротивления» (ЛБС), принадлежащей шиитской организации «Хезболла», и местными жителями арабами-суннитами из клана Халде. Началось оно с того, что некий местный житель Ахмед Захер Гузн разрядил пистолет в одного из полевых командиров ЛБС Али Шибли, который был приглашен на свадьбу. Как оказалось, последний мстил за гибель своего младшего брата, погибшего от рук Али Шибли еще в прошлом году во время бытовой ссоры. Таким образом, по местным обычаям была исполнена кровная месть. Брат отомстил за брата. Как правило, местные власти стараются не вмешиваться в такие разборки, а полиция часто даже не заводит уголовные дела.
По тревоге были подняты и переброшены в район Халде дополнительные армейские подразделения и силы безопасности, которые на сегодняшний день сохраняют нейтралитет, несмотря на попытки некоторых зарубежных сил вовлечь армию и силы безопасности в политическую борьбу. По заявлению армейского командования, военным удалось освободить более 15 человек, которые оказались блокированы в этом районе боевиками-суннитами. Кроме того, военные предупредили, что откроют огонь по любому, кого заметят с оружием в руках в этом районе. Будет ли этот инцидент иметь продолжение, сказать пока трудно. Не исключено, впрочем, что с учетом командной должности убитого «Хезболла», которая чувствует себя в Ливане государством в государстве, предпримет по своей линии меры для наказания убийцы.
комментарии(0)